Техногенные катастрофы

Чернобыль и ФукусимаАтомная энергетика отличается высокими стандартами безопасности - если бы это было не так и аварии на атомных электростанциях происходили регулярно, эта отрасль уже давно была бы закрыта как под давлением общественности, так и из рациональных соображений. Но всё-таки аварии на АЭС случаются и иногда они превращаются в настоящие атомные кошмары. Самыми страшными атомными кошмарами человечества на данный момент являются две аварии - на Чернобыльской АЭС в СССР и на АЭС «Фукусима-1» в Японии.

гибель подлодокПодводные лодки стали одним из наиболее эффективных средств вооружения XX-XXI веков. Тем более после того, как во второй половине прошлого столетия они стали атомными как в прямом – то есть источником энергии для их движения и функционирования стали атомные реакторы, – так в переносном смысле слова – то есть они стали носителями боеголовок с атомным боезарядом. Однако сложность, технологичность и эффективность подводных лодок оказались не в состоянии уберечь их от гибели в мирное время, с 1945 года, момента окончания Второй Мировой войны, и по настоящее время. Причём далеко не все случаи гибели подлодок квалифицированы как катастрофы.

авария на Саяно-Шушенской ГЭСЧем сложнее и масштабнее объекты инфраструктуры, позволяющие современной цивилизации развиваться, тем страшнее последствия в случае техногенных катастроф. Конечно, совершенствуются стандарты безопасности и технологии, их обеспечивающие, но полностью защититься от воздействия вредных факторов или случайностей невозможно. И если раньше основная угроза для людей исходила от природных явлений, то теперь нарастает опасность со стороны творений собственных рук. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 года стала одним из подтверждений этой тенденции.

гибель линкора НовороссийскКогда корабли тонут, это практически всегда связано с какой-либо тайной или загадкой, в некоторых случаях действительно существующей, нередко – просто выдуманной любителями сенсаций. Но когда военный корабль гибнет не посередине океана, не под ударами штормов и не в бою, а просто взрывается в порту и тонет, унося с собой жизни сотен людей, тут уж поневоле возникнут теории заговора. Так и произошло с историей о гибели линкора «Новороссийск».

линкор ТирпицГермания вступила во Вторую Мировую войну с двумя сверхмощными линкорами типа «Бисмарк»: помимо корабля, давшего название этому типу, в их число входил и линкор «Тирпиц». По замыслам германского командования, одного лишь присутствия этого мощного корабля в зоне военных действий было достаточно, чтобы сдерживать активность противника. Собственно, линкор «Тирпиц» в течение нескольких лет успешно выполнял эти задачи, однако, в конце концов, он стал известен, как грозный линкор, погибший так и не сделав ни одного выстрела по вражескому кораблю.

гибель подводной лодки КурскГибель атомной подводной лодки К-141 «Курск» 12 августа 2000 года в Баренцевом море явилась одной из наиболее знаковых катастроф в российской истории. При этом она отнюдь не была самой крупной по масштабам разрушений или по количеству погибших: практически при каждой из участившихся авиакатастроф людей гибнет больше, чем 118 членов экипажа «Курска». Однако обстоятельства гибели подводной лодки, освещение СМИ безуспешной спасательной операции, критика в адрес действий властей и существующие альтернативные теории придали этому трагическому событию особое значение.

паром ЭстонияМореплавание всегда было опасным занятием. Разумеется, чем больше развивалась прикладная наука, чем более совершенные технологии использовались в сооружении кораблей, тем уровень опасности передвижения по морским волнам снижался. Но полагать, что море укрощено и если речь идёт о современных кораблях и относительно непродолжительных плаваниях, то никакой опасности нет, является большим заблуждением. Что и продемонстрировала трагедия, случившая в ночь с 27 на 28 сентября 1994 года с эстонским паромом «Эстония».

линкор БисмаркКакие-то люди, города, здания и так далее обретают славу благодаря событиям или явлениям, длящимся годы или даже века, включающие в себя множества действий. А к кому-то слава приходит очень быстро, после одного-единственного события, чаще всего крупномасштабного и трагического. Линкор германского военного флота «Бисмарк» относится ко второй категории – так как для того, чтобы войти в историю, ему оказалось достаточно совершить только один боевой поход.

подводная лодка К 19Мировые войны всегда являются следствием целого комплекса причин и разногласий, которые могут накапливаться десятилетиями – но начинаются они по каким-либо конкретным поводам. Первая Мировая война началась в 1914 году благодаря наличию повода в виде убийства эрцгерцога Фердинанда в Сараево, Вторая Мировая была развязана Гитлером в 1939 году под предлогом инсценированной гестапо диверсии польских националистов в приграничном немецком городе. Третья Мировая война, причём уже атомная, могла начаться в 1961 году из-за советской подводной лодки К-19…

безопасность атомных станцийВсем понятно, почему вопросы безопасности атомных электростанций имеют первоочередную важность: после трагического опыта Чернобыльской АЭС и «Фукусимы-1» это очевидно. Поэтому безопасность является приоритетом в течение всего цикла существования АЭС, на всех его этапах: проектирования, строительства, производственной деятельности и консервации. При этом существует даже такое понятие, проектная авария, то есть система безопасности должна выполнить свои функции даже при совпадении ряда чрезвычайных происшествий.

Самое обсуждаемое
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,