Подводные лодки стали одним из наиболее эффективных средств вооружения XX-XXI веков. Тем более после того, как во второй половине прошлого столетия они стали атомными как в прямом – то есть источником энергии для их движения и функционирования стали атомные реакторы, – так в переносном смысле слова – то есть они стали носителями боеголовок с атомным боезарядом. Однако сложность, технологичность и эффективность подводных лодок оказались не в состоянии уберечь их от гибели в мирное время, с 1945 года, момента окончания Второй Мировой войны, и по настоящее время. Причём далеко не все случаи гибели подлодок квалифицированы как катастрофы.
Чрезвычайное происшествие тоже может погубить подводную лодку
Именно технологическая и техническая сложность устройства и эксплуатации подводных лодок, а также экстремальные условия их функционирования приводят к большому числу нестандартных происшествий на подлодках, многие становятся причиной их гибели.
Для обозначения нестандартных ситуаций в мировой практике подводного флота принята своя система обозначений. После нештатных ситуаций, в качестве которых выступают незначительные события, следуют Чрезвычайные происшествия (ЧП), под которыми понимается выход из строя отдельных образцов оборудования и техники, нарушения целостности корпуса корабля, поступления воды, пожары, приведшие к частичной потере боеспособности. С 1945 года зафиксировано 18 ЧП с подводными лодками, 12 из которых пришлось на подлодки СССР, 5 – на подлодки США, 1 – подлодка Великобритании. Три из несчастных случаев стали причинами выхода подводных лодок из строя: 13 сентября 1985 года с советской подлодкой К-429, ЧП привело к затоплению подлодки по причине халатности экипажа и неисправности оборудования непосредственно у пирса; 13 марта 1986 года американская субмарина SSBN-636 села на мель и затем была списана; 21 мая 2002 года американская подлодка AGSS-555 лодка дала течь, экипаж покинул её, затем она была списана.
Следующим по ранжиру среди нестандартных ситуаций на подводных лодках идёт Несчастный случай (НС), под которым в данном случае понимается нештатная ситуация или чрезвычайное происшествие, приведшие к ранениям или гибели личного состава. С 1945 года на подлодках различных стран мира произошло 19 несчастных случаев. 7 случаев – с подлодками США, 5 случаев – с подлодками Великобритании, по 3 случая – с подлодками Франции и СССР (России), 2 случая – с подлодками Японии, 1 случай – с подлодкой Индии. При этом в одном случае, 5 марта 1946 года, на французской подлодке взорвалась торпеда, что послужило причиной её затопления
Авария штука опасная, особенно на подводной лодке
Военно-морская классификация считает Аварией обширные отказы систем и комплексов оружия, нарушения целостности корпуса корабля, поступления воды, пожары, приведшие к значительной потере боеспособности или выходу корабля из строя. Обычно аварией называют такие из серьёзных нестандартных происшествий, которые не ведут к моментальному выходу подлодки из строя или гибели членов экипажа, однако всё зависит от обстоятельств происшествия. С 1945 года насчитывается 61 авария, из которых 41 произошла с подлодками СССР и России, 17 на счету подлодок США, 2 пришлись на подлодки Франции и по одной случились на подлодках ЮАР, КНДР, Бразилии, Эквадора, Канады и Великобритании.
В том числе при двенадцати авариях на подводных лодках была констатирована либо гибель подлодок, либо их столь серьёзные повреждения, что они больше не возвращали в строй. Например, самая первая из таких аварий произошла 26 августа 1949 года с американской подлодкой SS-345, затонувшей из-за пожара, а последняя на текущий момент датируется 24 декабря 2000 года, когда бразильская субмарина S-21 затонула в порту Рио-де-Жанейро из-за неполадок в машинном отделении. Всего же подобных фатальных аварий с советскими подлодками произошло шесть, с американскими пять.
Катастрофа она и есть катастрофа
Наконец, по специальной терминологии катастрофой считается такая авария, которая привела к полной потере подводной лодки, сопровождаемой при этом потерями личного состава. В мирную эпоху после окончания Второй Мировой войны насчитывается 31 катастрофа с подводными лодками разных государств. Первая из катастроф произошла с испанской подлодкой C-4 27 июля 1946 года – во время учений субмарина внезапно выплыла на поверхность и врезалась в эсминец. Повреждения подлодки были фатальными, она немедленно затонула, никто из 44 членов экипажа не выжил. Последняя по хронологии катастрофа произошла 30 августа 2003 года с российской подводной лодкой Б-159: лодку буксировали в бухту для утилизации, в результате возникших на борту неполадок она затонула с девятью членами экипажа, один человек сумел спастись.
Самая же крупная из катастроф с подводными лодками в мирное время разразилась 10 апреля 1963 года с американской субмариной SSN-593 Treshler: при погружении ухудшилась управляемость подлодкой, она «свалилась» на запредельную глубину, в результате чего в результате сверхвысокого давления воды просто развалилась на части. В числе погибших числится 129 человек, к тому же это была первая из затонувших атомных подводных лодок (всего их на сегодняшний день насчитывается десять).
Из 31 катастрофы с подводными лодками на долю СССР и России пришлось тринадцать, Франция – четыре, США и Великобритания – по три, Китай – две, Испания, Турция, Пакистан, Израиль, ФРГ, Перу – по одной.
По причинам гибели подлодок, статистика такая:
- причина катастрофы неизвестна – 9 случаев;
- столкновение с надводными судами – 8 случаев;
- взрыв боеприпасов или торпед на борту – 5 случаев;
- технические неисправности – 5 случаев;
- пожар на борту – 2 случая;
- затопление лодки в результате поступления воды через устройство для забора воздуха – 2 случая.
Характерно, что пока что не зафиксировано ни одного случая катастрофы подводной лодки, причиной которой было бы точно установленное столкновение с другой подлодкой.
Александр Бабицкий