Паром «Эстония»: тайна на тайне

паром ЭстонияМореплавание всегда было опасным занятием. Разумеется, чем больше развивалась прикладная наука, чем более совершенные технологии использовались в сооружении кораблей, тем уровень опасности передвижения по морским волнам снижался. Но полагать, что море укрощено и если речь идёт о современных кораблях и относительно непродолжительных плаваниях, то никакой опасности нет, является большим заблуждением. Что и продемонстрировала трагедия, случившая в ночь с 27 на 28 сентября 1994 года с эстонским паромом «Эстония».

Один час и 852 жизни

паром ЭстонияПаром «Эстония» вышел из порта Таллина около 6 часов вечера 27 сентября 1994 года в сложных погодных условиях, при сильном ветре и волнении Балтийского моря. К ночи волнение превратилось в шторм, на борту корабля находилось 989 человек, из которых чуть менее двухсот были членами экипажа. В 1 час 15 минут ночи 28 сентября 1994 года вода захлестнула паром, и он дал сильный крен не менее 15 градусов на правый борт. Ситуация развивалась стремительно и уже через пятнадцать минут паром фактически лежал на борту, крен составил 90 градусов. Таким образом, с момента начала крушения время на то, чтобы выбраться на верхнюю палубу после включения аварийной сигнализации и сигналов к эвакуации, было лишь у тех, кто находился близко к выходам. Подавляющее большинство погибших составили пассажиры и члены экипажа, которые находились на нижних палубах и просто не успели выбраться.

 

К тому же ситуация осложнялась погодными условиями: штормовой ветер не позволял многим пассажирам воспользоваться спасательными плотами, которые просто уносило по воздуху или по воде вдаль от тонущего корабля.

 

Паром «Эстония» пошёл ко дну и затонул на глубине семьдесят метров примерно в 1 час 50 минут 28 сентября. Примерно через двадцать минут после крушения к месту катастрофы стали подходить суда, получившие сигнал бедствия, поданный сразу после начала чрезвычайной ситуации. Вертолёты прибыли спустя более двух часов. Однако большинство спущенных на воду спасательных плотов оказались пусты, а многие из поднятых из воды людей вскоре умерли от переохлаждения. Всего же выжили 137 человек, были подняты 95 тел, остальные официально считаются пропавшими без вести.

Данные официального расследования

паром ЭстонияДля расследования причин катастрофы была создана следственная комиссия, в состав которой вошли представители Эстонии, Швеции и Финляндии. В результате её работы, занявшей в общей сложности, после многочисленных дополнительных запросов, почти пятнадцать лет, было составлено четыре отчёта о развитии событий в роковую ночь и о причинах, приведших к затоплению «Эстонии» и гибели людей. Общим выводом этих отчётов можно считать заключение, что главная причина трагедии заключалась в недостаточной надёжности носового визора «Эстонии». Носовой визор - это подъёмная надводная часть парома, которая расположена в носовой части и через которую транспорт, переправляемый паромом, попадает в грузовой отсек.

 

Комиссия установила, что на построенном в 1979 году пароме технические требования к безопасности и надёжности носового визора не соответствовали более современным требованиям.

 

Более того – в ночь крушения сложилась ситуация, когда «Эстония» подверглась воздействию встречного шторма, то есть замки носового визора подверглись максимально возможным нагрузкам. Они этой нагрузки не выдержали, визор был сорван и затонул за несколько минут до начала затопления парома, а затем вода прорвалась в грузовой отсек «Эстонии». Действия экипажа были признаны в целом правильными, за исключением того момента, что была недооценена опасность ситуации, когда при срыве носового визора с носа судна раздавались подозрительные звуки.

Слишком много подозрений…

паром ЭстонияОднако деятельность официальной следственной комиссии с самого начала её работы подвергалась широкой критике. Главными причинами стали два обстоятельства: во-первых, в 1995 году, то есть ещё до опубликования первого отчёта комиссии (это случилось в 1997 году) Эстония, Швеция и Финляндия подписали соглашение о запрете на дальнейшие исследования на месте гибели парома. Это породило закономерные подозрения, что власти трёх балтийских государств стремятся что-то скрыть. Во-вторых, так и не был обнаружен, поднят и представлен общественности компьютерный самописец «Эстонии», который мог бы пролить ясность на непосредственный момент крушения и на предшествующие ему часы. Поэтому неудивительно, что появились многочисленные альтернативные версии, которые актуальны и распространены до сих пор.

 

Наиболее адекватной среди специалистов считается версия, что гибель парома «Эстония» была обусловлена, прежде всего, несоблюдением правил эксплуатации самого судна, а также нарушениями технологического и навигационного порядка, в которых были замешаны соответствующие ведомства трёх государств.

 

С этой точки зрения судно вообще не имело право выходить в рейс 27 сентября 1994 года, так как было с высокой долей вероятности обречено на гибель в сложных походных условиях. Однако либо должностная халатность, либо злой умысел привели к тому, что немореходный, выражаясь профессиональным языком, паром вышел в штормовое море. С этой точки зрения действия Эстонии, Швеции и Финляндии по сокрытию информации выглядят попыткой избежать крупного скандала, падения государственного престижа и многочисленных судебных исков со стороны выживших пассажиров и родственников погибших.

Впрочем, существуют и более радикальные версии, объясняющие гибель парома. Прежде всего, это версия, основанная на тех данных, которые были собраны при подводных погружениях ещё до официального запрета на обследование затонувшего парома. Эти погружения якобы обнаружили свидетельства, что на борту «Эстонии» произошёл взрыв, который и потопил паром. По одним вариантам, это было взрывное устройство, то есть имел место террористический акт, по другим, на пароме в Скандинавию тайно перевозили военную технику ещё советского образца и какой-то из видов вооружений мог привести к взрыву.

Также существует предположение, что паром использовался для перевозки наркотиков: якобы в грузовых и легковых автомобиля находились тонны героина, следовавшие в Стокгольм из Азии транзитом через Россию. Тогда причиной взрыва могли быть действия самих наркокурьеров, получивших данные о том, что на берегу их ждёт полиция, либо какой-либо конкурирующей группировки. В любом случае, из-за действительно странного решения трёх балтийских государств запретить все расследования на месте гибели «Эстонии» истину узнать будет очень сложно.

Александр Бабицкий


 
Самое обсуждаемое
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,