Гибель подводной лодки «Курск»: верить можно в любую версию

гибель подводной лодки КурскГибель атомной подводной лодки К-141 «Курск» 12 августа 2000 года в Баренцевом море явилась одной из наиболее знаковых катастроф в российской истории. При этом она отнюдь не была самой крупной по масштабам разрушений или по количеству погибших: практически при каждой из участившихся авиакатастроф людей гибнет больше, чем 118 членов экипажа «Курска». Однако обстоятельства гибели подводной лодки, освещение СМИ безуспешной спасательной операции, критика в адрес действий властей и существующие альтернативные теории придали этому трагическому событию особое значение.

Девять дней от гибели до гибели

В августе 2000 года атомный подводный ракетоносный крейсер «Курск» должен был принять участие в военных учениях в Баренцевом море. В его задачу входило осуществить с 11 часов 40 минут до 13 часов 40 минут 12 августа учебную атаку группы кораблей. В ходе атаки должна была быть выпущена крылатая ракета и произведена торпедная стрельба. После этого не позднее 15 часов должно было быть осуществлено всплытие и выход на связь с командованием учений для доклада отчёта о произведённых действиях.

 

Однако в назначенное время «Курск» на связь не вышел, а поздним вечером 12 августа приборы кораблей зафиксировали взрыв в предполагаемом районе нахождения атомной подводной лодки. Впоследствии выяснилось, что ЧП произошло в 11 часов 28 минут: в четвёртом торпедном аппарате произошёл взрыв торпеды класса «Кит». Лодка была обнаружена ранним утром 13 августа, лежащей на дне на глубине 108 метров. 14 августа о катастрофе было объявлено официально, при этом представители командования утверждали, что экипаж подводной лодки жив (это было установлено по стуку о борт лодки), об этом же заявлялось и в последующие дни. Однако спасательная операция была начата из-за сложных погодных условий лишь 16 августа и продолжалась до 21 августа. Когда норвежские водолазы смогли проникнуть на лодку и обнаружили первое тело погибшего моряка. В тот же день было сделано официальное заявление о гибели экипажа.

Во всём виновата дешёвая торпеда?

гибель подводной лодки КурскВ 2002 году был опубликован официальный отчёт расследования обстоятельств гибели подводной атомной лодки «Курск», проведённого Генеральной прокуратурой РФ. Согласно данном отчёту, причиной гибели подводной лодки стал взрыв торпеды класса «Кит» в первом носовом отсеке. Торпеда была в торпедном аппарате и экипаж готовился осуществить её запуск в ходе учебных стрельб. Однако из-за утечки пероксида водорода, входящего в состав топлива торпеды, произошёл взрыв мощностью 300 килограмм в тротиловом эквиваленте, в результате погибли все находившиеся в отсеке моряки и начался пожар. Чуть более чем через три минуты от пожара сдетонировали остальные торпеды носовых отсеков.

Ударная волна была настолько мощной, что снесла все перегородки вплоть до пятого отсека, в результате чего погибли все находившиеся в них моряки. Ударная волна не дошла до шестого отсека, в котором находился атомный реактор подводной лодки, а также не повредила расположенные по бортам крылатые ракеты. Согласно выводам следствия, в отсеках с пятого по девятый в течение нескольких часов находились живые члены экипажа, что можно установить по найденным трём запискам. Однако все они погибли за несколько часов в первую очередь от удушья из-за дефицита кислорода. Возможности всплыть на поверхность в специальном аварийном снаряжении у экипажа не было из-за сильных повреждений корпуса лодки и большой глубины.

Что, если не взрыв торпеды?

гибель подводной лодки КурскГибель атомной подводной лодки «Курск» получила большой резонанс, прежде всего, из-за критики в адрес официальных властей – наибольшее недовольство общественности и экспертов вызвали, с одной стороны, противоречивые сообщения о том, оставались ли в живых подводники спустя сутки после взрыва и далее, с другой, медленное течение спасательной операции, когда норвежские водолазы с необходимым оборудованием были привлечены слишком поздно. Вдобавок к этому со значительным скепсисом многими была встречена официальная версия причин катастрофы. Некоторые из альтернативных версий лишь корректировали отчёт следственной комиссии – так, вице-адмирал Рязанцев предположил, что взрыв торпеды произошёл не в результате утечки пероксида водорода, а из-за неправильных инструкций, которыми воспользовался экипаж при подготовке запуска торпеды.

Но наибольшее внимание вызывают куда более радикальные версии. Самая популярная из них гласит, что «Курск» был торпедирован находившимися поблизости от района военных учений американскими подводными лодками «Мемфис» и «Толедо». В какой-то момент одна из подлодок опасно сблизилась с «Курском» и столкнулась с ним, в результате чего командир российской атомной подводной лодки, решив, что подвергся нападению, отдал приказ о боевой торпедной атаке. Когда была открыта труба торпедного аппарата, вторая американская подлодка, чтобы не допустить гибели «товарища по оружию», нанесла по «Курску» упреждающий торпедный удар, который и стал фатальным. Другой вариант этой версии: американская подлодка действительно столкнулась с «Курском», однако по стечению обстоятельств российская подводная подлодка получила удар в самое уязвимое место и сразу вышла из строя.

Кроме того, выдвигались и предположения, что «Курск» был поражён в результате халатности ракетой с боеголовкой, рассчитанной на поражение подводных целей. Эта ракета якобы была запущена с участвующего в тех же учениях атомного ракетного крейсера «Пётр Великий». Все альтернативные версии отвергаются официальными экспертами как не согласующиеся с данными осмотра подводной лодки «Курск». Но это не мешает существованию этих версий, появлению новых и общему недоверию к результатам официального расследования.

Александр Бабицкий


 
Самое обсуждаемое
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,