Стоимость полета в космос: Вселенная стала ближе – но не для всех

стоимость полета в космосВ технико-технологическом плане жизнь человечества становится всё интереснее: жители XXI века могут себя позволить многое из того, о чём люди не могли даже помыслить хотя бы два столетия тому назад. Полвека прошло с того момента, как человек совершил первый полет в космос – а сейчас уже существует такое понятие, как космический туризм. Посмотреть своими глазами сверху на нашу планету больше не является чем-то волшебным и несбыточным – весь вопрос в том, какова стоимость полета в космос.

alt

Человеку тесно на Земле

Человеку как личности и человечеству как сообществу индивидуальностей свойственна страсть к путешествиям, к перемене места пребывания. Существуют различные мнения относительно того, каковы корни этой страсти. Романтики говорят о врождённом человеческом любопытстве, о постоянном стремлении узнать что-то новое, заглянуть за горизонт.

 

Рационалисты полагают, что тяга к постоянным передвижениям является отголоском первобытного инстинкта выживания. Первобытному человеку, как существу наименее защищённому в условиях дикой природы и отсутствия цивилизации, требовалось постоянно перемещаться, чтобы избегать опасностей и находить новые источники пропитания. Спустя сотни поколений необходимость в ежедневной борьбе за существование отпала, а психологический механизм «кочевника» остался, трансформируясь в тягу к туризму и открытиям.

В любом случае человеческое стремление открывать новое в XX веке было поставлено под угрозу – благодаря появлению новых видов транспорта и развитию транспортной системы на поверхности Земли практически не осталось неизведанных уголков. По сей день есть ещё на нашей планете места, где люди очень редкие гости, но это места с экстремальными условиями обитания, где человек не обнаружит для себя ничего интересного. Закономерно, что страсть к путешествиям толкает людей за пределы известного и изученного мира, в космос.

 

А после того, как космические полёты стали пусть опасной, но отработанной в техническом плане процедурой, возникла идея космического туризма.

 

Впервые о ней заговорили через несколько лет после полёта Гагарина – но в условиях 1960-х годов это была преждевременная идея.

В 1986 году должен был состояться первый туристический космический полёт: американская учительница Кристи Маколифф была отобрана для участия в экипаже шаттла «Челленджер». Но, как известно, старт космического челнока закончился трагедией, весь экипаж погиб – после этого в США был установлен запрет на полёты в космос непрофессиональных космонавтов. В 1990 и 1991 году были совершены коммерческие космические полёты на советских кораблях японского космонавта и британской космонавтки.

Однако это нельзя считать настоящим космическим туризмом: да, за эти полёты Советскому Союзу были заплачены деньги, но в них участвовали полноценные космонавты, к тому же платили не они из своего кармана, а государства. К практическому воплощению идеи коммерческих космических полётов для непрофессиональных космонавтов вернулись в России в самом начале нового столетия.

alt

Плати – и лети в космос

Деннис Тито
Деннис Тито

С тех пор запуски космических туристов в космос осуществляет пока что только Россия. Первым полноценным космическим туристом стал американский мультимиллионер Деннис Тито, который стартовал в экипаже корабля «Союз ТМ-32» на Международную космическую станцию 28 апреля 2001 года, а вернулся на Землю 6 мая того же года. Стоимость полёта для туриста составила 20 миллионов долларов. С тех пор по 2009 год было осуществлено ещё 7 туристических полётов, причём один человек стал космическим туристом дважды. В 2002 году вторым космическим туристом стал южноафриканец Марк Шаттлворт (цена вопроса – 20 миллионов долларов). В 2005 году ряды «туристов» пополнил американец Грегори Олсен – заплатил те же 20 миллионов.

В 2006 году на МКС отправилась американка иранского происхождения Ануше Ансари, за 20 миллионов долларов ставшая первой женщиной – космической туристкой. В 2007 году взмыл над Землёй американец Чарльз Симони, расставшийся ради этого с 35 миллионами долларов. В 2008 году за свой полёт чуть меньше, 30 миллионов, заплатил американец Ричард Гэрриот (отец которого в своё время в качестве кадрового космонавта также был в космосе). Чарльзу Симони настолько понравилось в космосе, что в 2009 году он решил отправиться в полёт во второй раз, не пожалев за это ещё 35 миллионов долларов. Последним на данный момент космическим туристом является канадский бизнесмен, основатель и глава канадской шоу-компании Cirque du Soleil, Ги Лалиберте, летавший на МКС в 2009 году за 35 миллионов долларов.

alt

Стоимость полета в космос: космический туризм будущего

Многих интересует вопрос, насколько выгоден космический туризм с точки зрения продавца услуг, то есть насколько велика прибыль от туристов для российской авиакосмической отрасли. Разумеется, реальная себестоимость подготовки к полёту, отправки в космос и последующей реабилитации одного человека не афишируется.

Впрочем, есть информация, что при запуске на российских кораблях космонавтов из тех стран, у которых нет возможностей отправить их на своих кораблях, России переводится примерно 12 миллионов долларов за одного космонавта. Такие полёты производятся в рамках научно-технического сотрудничества, так что российская космонавтика на них не зарабатывает, а просто компенсирует свои расходы. Если данная сумма адекватно отражает себестоимость полёта, следует признать, что Роскосмос весьма неплохо заработал на уже имевшихся космических туристов.

 

Также, если цифра в 12 миллионов долларов отражает реальную стоимость запуска одного космонавта, понятно, почему частные компании, разрабатывающие концепции более массового космического туризма, делают ставку на суборбитальные полёты.

 

Они предполагают строительство специальных ракетопланов, то есть летательных аппаратов, способных покидать атмосферу Земли и достигать высоты достаточной, чтобы пассажиры могли видеть Землю сверху. После этого ракетоплан должен снижаться и совершать посадку. Ориентировочная стоимость билета на один такой полёт должен составить, по разным оценкам от 50 до 200 тысяч долларов.

Впрочем, это не единственное направление развитие космического туризма. Сообщается, что в недрах российской космической отрасли реализуется проект Коммерческой космической станции, предназначенной специально для туристических полётов. Эта станция может принимать туристов на пять дней, причём стоимость полёта будет сокращена до примерно 700 тысяч долларов. А первый космический турист Деннис Тито заявил, что разрабатывает проект коммерческого космического круиза к Марсу и обратно. Такая «поездка», планируемая на 2018 год, должна занять около 500 дней и рассчитана лишь на состоятельных энтузиастов, так как цена билета будет не меньше 30 миллионов долларов.

Александр Бабицкий


 
Самое обсуждаемое
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи