Катастрофа «Челленджера»: шок для нации

катастрофа ЧелленджераКосмонавтика это не только захватывающее высотой своих достижений. Но и крайне опасное занятие. Полёты в космос всегда, хоть на заре космической эры, хоть в современных условиях, это операции повышенного риска. Так что неудачи в этой сфере никого не удивляют, равно как и аварии с человеческими жертвами. Однако есть катастрофы, оказывающие особенное влияние и на развитие космонавтики, и на общественное мнение. Такой катастрофой было крушение американского космического корабля «Челленджер» в 1986 году.

Трагедия с телевизионной трансляцией

В США с шестидесятых годов прошлого века начала активно разрабатываться программа «Space Shuttle» - «Космический челнок», которая предусматривала создание многоразовых космических грузовых кораблей, способных подниматься в космос, а затем самостоятельно приземляться. Разработка шаттлов проходила сложно, на начальном этапе было много накладок и аварий, в том числе и унесших жизни людей. Однако постепенно использование многоразового космического корабля было налажено и к январю 1986 году было осуществлено 24 успешных полёта шаттлов. Двадцать пятым должен был стать полёт шаттла «Челленджер», экипажу которого предстояло выполнить ряд задач: проследить с орбиты за прохождением рядом с Землёй кометы Галлея, разместить на орбите спутник связи. Также нужно было провести ряд экспериментов и реализовать программу «Учитель в космосе», в рамках которой отобранная из тысяч претендентов учительница Криста Маколифф должна была в прямом телевизионном эфире и в условиях невесомости продемонстрировать американским школьникам действия ряда законов физики.

Первоначально запуск шаттла «Челленджер» должен был быть осуществлён 23 декабря 1985 года, однако из-за сложных походных условий на месте запуска, во Флориде, старт корабля переносился на 25 января, затем на 26 января и был в итоге назначен на 28 января 1986 года. Старт корабля, командиром которого был майор военно-воздушных сил США Фрэнсис Дик Скоби, состоялся в плановом режиме 28 января в 11 часов 38 минут по местному времени. Полёт проходил нормально, приборы не показывали никаких отклонений, через 40 секунд после отрыва от земли командир корабля сообщил, что всё в порядке. Однако через 73 секунды полёта шаттл взорвался, разделившись на несколько частей, его обломки вместе с кабиной, в которой находились семеро членов экипажа, упали в Атлантический океан. Все члены экипажа погибли. Телекадры с крушением шатала позднее были многократно показаны по американскому телевидению.

Расследование катастрофы

катастрофа ЧелленджераИменно видеосъёмка полёта и крушения «Челленджера» оказалась решающим фактором в расследовании катастрофы – так как до самого взрыва ни датчики на борту корабля, ни аппаратура в центре управления полётами не сообщали никакой информации о каких-либо неполадках. Однако покадровое воспроизведение видеосъёмки помогло разобраться в причинах трагедии. На плёнке видно, как менее чем через секунду после старта в месте соприкосновения двигателя корабля с правым твердотопливным ускорителем появилось облачко серого дыма. По цвету дыма и его концентрации специалисты определили, что загорелся изоляционный материал, из которого состоял кольцевой уплотнитель, расположенный в месте стыка секций твердотопливного ускорителя.

На 59-ой секунде полёта в том месте, откуда шёл дым, показалось открытое пламя, причём цвет пламени постепенно менялся вследствие утечки водорода из подвесного топливного бака. Под воздействием давления выходящего из бака водорода ускоритель начал двигаться внутри своего крепления и острым концом ударил в стенку топливного бака. Теперь из бака выходил ещё и чистый кислород, что на видеозаписи видно по появившемуся на 73-ей секунде полёта облачку белого цвета. Кислород моментально вспыхивает под воздействием горящего открытым пламенем уплотнителя, одновременно с этим «Челленджер» вошёл в ту фазу полёта, когда на него на высоте почти 14 километров оказывалось максимальное аэродинамическое давление. Для взрыва и разделения шаттла на несколько частей понадобилось всего полсекунды. Впоследствии, когда при расследовании изучали ускорители других, аналогичных шаттлов, на мастике предназначенной для герметизации уплотнений кольцевых соединений, обнаружили углубления, образовавшиеся в процессе предстартовых испытаний отсеков под давлением. То есть предпосылки для прорыва к резиновым уплотнителям раскаленных продуктов сгорания ракетного топлива и их разрушения создавались уже при подготовке ускорителей шаттла к старту.

Комиссия по расследованию причин катастрофы также выяснила, что гибели «Челленджера» и экипажа можно было избежать, если бы в НАСА существовала более строгая и ответственная политика проведения стартов. Оказалось, что о потенциально опасных уплотнительных кольцах в ускорителях и о возможных осложнениях с ними руководители полётов знали почти десять лет, однако ничего не предпринимали, посчитав это незначительным. Расследование и последовавшие изменения в структуре НАСА привели к тому, что полёты шаттлов были приостановлены на 32 месяца.

Заблуждения о катастрофе «Челленджера»

Крушение «Челленджера» в январе 1986 года стало для Америки настоящим шоком и поистине знаковым событием. В связи с огромным значением этой катастрофы и тщательным освещением его подробностей и хода расследования в СМИ постепенно сформировалось несколько устойчивых заблуждений относительного этой трагедии. Основные из них:

  • прямая телетрансляция катастрофы: общественное мнение США воспринимает крушение шаттла в 1986 году как произошедшее в прямом телевизионном эфире - это связано с тем, что вечером в день катастрофы и в последующие дни трагические кадры многократно показывали все американские телеканалы. В действительности прямой трансляции старта «Челленджера» не было, в 11 часов 38 минут утра буднего дня её просто никто бы не смотрел;
  • мгновенная гибель членов экипажа: в действительности во время поисковой операции кабина шаттла была найдена, тела всех космонавтов были целы. Расследование установило, что, вероятнее всего, экипаж был жив до самого момента соприкосновения кабины с водой после падения с огромной высоты. Также есть информация, что через несколько лет после крушения были опубликованы обнаруженные записи разговоров в кабине корабля – согласно этим записям, экипаж был не только жив, но и в сознании;
  • уплотнительное кольцо разрушилось из-за холода: на предварительном этапе расследования, когда не были оглашены официальные результаты, в СМИ выдвигались собственные версии причин катастрофы, и одной из причин была названа необычно холодная погода на месте старта в тот день – температура ниже нуля для Флориды, даже зимой, несвойственна. Однако эксперты отвергли версию разрушения уплотнительного кольца из-за низкой температуры.

Александр Бабицкий


Самое обсуждаемое
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи