Омерта - неписанный закон сицилийской мафии

омертаОб организованной преступности в различных странах существует немало легенд, приукрашенных и романтизированных художественными произведениями. Благодаря этому члены преступных группировок окутаны неким брутальным флёром, который если и не превращает их в Робинов Гудов, то хотя бы позволяет не воспринимать их как жестоких и алчных головорезов. Одной из таких легенд гласит, что у преступников существует свой особый кодекс чести, которому они неукоснительно следуют. Это представление в определённой степени соответствует действительности, а наиболее известным из подобных кодексов является омерта, неписанный закон сицилийской мафии.

alt

Слепоглухонемой – вот идеальный мафиози…

Благодаря книгам и фильмам о мафии сложилось представление, что омерта (в русском произношении ударение на второй слог, в оригинальном итальянском звучании – на последний) это исключительно закон молчания, которое должны хранить все мафиози. То есть член мафии никому ничего не должен сообщать о делах «семьи», о членах организации, о её деятельности – в общем, молчать, как рыба. Это действительно одна из главных составляющих омерты, но далеко не единственная.

 
 

Омерта переводится как «круговая порука» и включает в себя самые различные традиционные установки поведения для члена мафии.

 

Основная из них – все дела должны решаться исключительно в мафиозном кругу. Это повелось ещё с XVIII – XIX веков, то есть с момента зарождения мафии как тайных криминально-патриотических обществ на Сицилии. Тогда остров и вся Италия находились под чужеземным владычеством, так что нужно было находить какие-то формы противостояния оккупационной власти. Открыто воевать сицилийцы не могли, поэтому и возникли мафиозные организации, ведшие, с одной стороны, диверсионную борьбу, с другой, отвечавшие за самоорганизацию сельских общин. Поэтому требование строгой конспирации было самым важным, о мафии ничего нельзя было сообщать посторонним, все вопросы и взаимные обиды разрешались не с помощью официальных властей, а «между своими».

Позднее это вылилось в строгую установку – что бы ни случилось, о мафии и её делах не сообщать. Если против члена мафии совершил преступление его «коллега», нельзя идти к властям и требовать справедливости. Нужно разобраться самому, «по понятиям». Но кроме кодекса молчания закон омерты включал в себя и другие важные принципы. Например, недопустимость предательства: предательство считалось наиболее страшным преступлением и каралось беспощадно. Потенциальный предатель должен был заранее понимать последствия своего поступка – наказанию в виде смерти подлежал не только он, но и вся его семья. Нередко вырезали не только ближайших членов семьи отступника, но и всех, даже дальних, его сородичей. Кроме того, омерта предполагает безусловное подчинение вышестоящим членам мафии и пожизненный статус мафиози. Мафия - это на всю жизнь, здесь нельзя уйти в отставку или на пенсию. Бывших мафиози не бывает, есть лишь мафиози живой и мафиози мёртвый. Ну и, разумеется, действует тот самый принцип круговой поруки, «один за всех и все за одного». За обиду, причинённую одному члену мафии, сполна отплатят все участники организации.

alt

Омерта и мафия: классический набор для книг и фильмов

Вырисовывается пускай суровая, но по-своему привлекательная картина: строгий кодекс чести, дисциплина, готовность отомстить за «ближнего», верность своей «семье» и тому подобное. Но жизнь показывает, что это по большей части идеализированное представление из художественных произведений. В реальности омерта, закон молчания и круговой поруки, конечно, действует, но он неизменно даёт сбои. Современная мафия это своего рода огромная корпорация, имеющая дело с нелегальным бизнесом и получающая колоссальные доходы. А где речь заходит об очень больших деньгах, на десятый план отступают традиции, моральные правила и кодексы чести. Так что взаимные предательства, междоусобные войны и сотрудничества с властями не являются редкостью внутри мафии.

 

Омерта, как и в целом сицилийская и итальянская мафия, была прославлена американскими писателями 1960-х – 1970-х годов, прежде всего знаменитым Марио Пьюзо.

 

В первую очередь он известен, конечно, как автор легендарного «Крёстного отца», но он написал ряд других романов о мафии: «Последний Дон», «Сицилиец» и «Омерта». Но Пьюзо получил сведения о мафии не просто в силу своего итальянского происхождения. Источником этих знаний, шокировавших в своё время американское общество, стали откровения арестованного мафиози Джозефа Валачи. Именно Валачи впервые открыто нарушил закон омерты и поведал «посторонним» о структуре и основах деятельности сицилийской мафии, Коза Ностры (переводится как «Наше дело»). Сам этот термин закрепился в массовой культуре именно благодаря словам Валачи. В 1962 году он был арестован за торговлю героином и испугался, что в тюрьме его убьют за старые разногласия с его боссом, Вито Дженовезе. Чтобы получить защиту от государства, в 1963 году Валачи решился дать публичные показания о мафии.

Именно этот гангстер средней руки рассказал, что сицилийские мафиозные «семьи» имеют структуру, во многом схожую с иерархией других организованных преступных группировок мира (японских якудза или китайский триад, например). Во главе семьи стоит «крёстный отец», босс, который советуется по стратегическим вопросам с «советником» (консильери). Непосредственно рядовыми участниками мафии руководят «капитаны» (капореджиме), в подчинении которых находятся отдельные подразделения или территориальные округа. Во избежание прямых контактов между крёстным отцом и непосредственными исполнителями преступных действий существует специальное доверенное лицо. Схема такова: крёстный отец с глазу на глаз отдаёт указание доверенному лицу, тот, в свою очередь, также наедине передаёт приказ капореджиме, который уже даёт распоряжения «рядовым». Таким образом, в случае предательства никто не сможет дать свидетельские показания о том, что слышал, как, например, босс приказывает киллеру убить неугодного человека.

Александр Бабицкий


 
Самое обсуждаемое
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,