Жизнь после смерти: факты, загадки, гипотезы, выдумки… - Версии основных религий

душа после смерти версии основных религий

Душа после смерти: версии основных религий

Сам по себе вопрос о существовании души очень важен, особенно для тех, кто отвечает на него положительно. Но особое значение душа имеет в связи с проблемой её посмертного существования. Что происходит с душой человека после смерти – вот что интересовало людей с самого начала его истории. Фактически, интерес к участи души после того, как она навсегда покинула тело, и составляет основу религиозного сознания, этот интерес является неотъемлемым признаком человека. И он является ключевым элементом во всех религиозных системах.

 

Версия христианства

Христианская концепция посмертной участи человеческой души хорошо известна. Согласно ей, перед человеком открывается небесный, духовный мир уже в момент его физической кончины – достаточно случаев, когда умирающие говорят, что видят ангелов или души своих прежде умерших близких. Затем начинается знаменитый сорокадневный цикл, во время которого душа совершает своеобразное путешествие. Первые три дня душа, которая сохраняет всю полноту духовной жизни (память, чувства, привязанности, желания и тому подобное), имеет свободу находиться где угодно в земном мире. При этом она уже вступает в контакт с различными духовными существами, среди которых могут быть как добрые, так и злые.

На третий день она предстаёт перед Богом для поклонения, в следующие шесть дней ей демонстрируется рай, с девятого по сороковой день она проходит через испытания мытарствами и видит ужасы ада. В сороковой день она снова предстаёт перед Богом и решается её судьба – она отправляется либо в рай, либо в ад, где будет находиться в радости или в мучениях вплоть до Страшного Суда, когда будет окончательно решена судьба всех людей.

 

На этот счёт у традиционных христианских конфессий, православия и католичества, существуют различия.

 

Согласно православной картине послесмертного бытия, грешники, попавшие в ад после первого решения Господа, могут быть на Страшном Суде по милости Божьей и по молитвам за них их близких прощены и обрести Царствие Небесное. При этом они всё это время будут находиться в «полноценном» аду. По представлениям католиков, грешники отправляются непосредственно в ад, а вот те души, которые в земной жизни вели преимущественно праведную жизнь, но имеют определённое число не прощённых мелких грехов, должны пребывать на своего роде карантине в Чистилище. Там они будут отчищены от грехов к Страшному Суду и потом законным образом займут своё место в раю.

Версия ислама

Исламская версия пути, который душа проходит в ином мире, во многом схожа с христианской. Правда, мусульмане верят и в то, что определённые выводы об оценке жизни человека можно делать по тому, как он умер – праведным верующим даётся лёгкая, безболезненная и практически незаметная смерть, грешники умирают мучительно, а шахиды, то есть мученики за веру, удостаиваются радостной смерти. После того, как душа покидает тело, она встречается ангелом смерти Азраилом, который отводит её к двум другим ангелам – Мункару и Накиру. Здесь душе устраивается своего рода допрос и назначается так называемый малый суд, или могильное наказание – в соответствии с тем, праведную ли жизнь вёл человек при жизни, сколько добрых и злых дел он сотворил, он отправляется в «барзах», то есть место ожидания.

 

На первый взгляд «барзах» повторяет функции католического чистилища, однако есть существенная разница: души всех мусульман отправляются на небеса, а души всех неверных – в особый колодец.

 

Там они и ожидают Суда Аллаха, когда будет вынесен приговор, который и отправит одни души в ад, а другие в рай. При этом даже на небесах души грешных мусульман будут подвержены в ожидании Суда, как сказано, «мучительному давлению». Суннитская ветвь ислама заявляет, что души мусульман в конечном итоге всё равно будут прощены и попадут в рай, но какие-то безболезненно, а какие-то – после искупительного наказания. Что же до душ неверных, то есть не-мусульман, то считается, что у них значительно меньше шансов обрести рай, но их участь в руках Аллаха и, если они вели праведную жизнь, то могут рассчитывать на его милость. Примечательно, что в исламской трактовке, в отличии от христианской, и рай и ад это места в большей степени физические, нежели духовные – в преисподней физические мучения и пытки, а в раю не менее физические наслаждения и удовольствия.

Версии иудаизма и буддизма

Две другие наиболее известные религии, иудаизм и буддизм, обладают весьма сложными, а потому по сравнению с христианством и исламом малопонятными представлениями о посмертной участи души. В иудаизме вообще нет как таковой единой картины этой участи, различные духовные наставники и священные книги придерживаются различных версий, многие из которых к тому же не афишируются. Здесь также существует общее представление о том, что праведники обретут в посмертном бытии рай, а грешники – ад. Кроме того, существует и учение о физическом воскресении иудеев после пришествия Мессии. Но есть множество вариантов относительно того, что ждёт души не-иудеев, а также относительно возможности реинкарнации. Общепринятое мнение таково: в иудаизме присутствует вера в реинкарнацию, то есть в перерождение души в новом теле, однако оно является частью сокрытого знания и не подлежит открытому обсуждению, особенно с представителями иных религий. Относительно реинкарнации в иудаизме известна версия, что душа иудея способная претерпевать три перерождения в новых телах: если к концу третьего перерождения еврей не стал религиозным, то тогда его душа осуждается; если он обрёл веру и стал исполнять её заветы, ему даётся четвёртое перерождение.

 

Что касается буддизма, то здесь всё ещё сложнее – ведь буддизм не признаёт наличия личной души, то есть некоей духовной сущности, осознающей себя единым уникальным целым.

 

То, что принято называть душой, в буддизме считается набором накопленных за земную жизнь заблуждений и ложных представлений, свойственных сознанию. Когда же наступает физическая смерть, то эти элементы сознания распадаются и возвращаются в вечный духовный круговорот. Эти элементы сознания нельзя считать душой в привычном понимании, это уже отдельные части. Однако они испытали влияние жизни человека, то есть попали под влияние закона кармы. Так что эти элементы сознания могут либо немедленно переродиться в новое тело, если карма была хорошей; либо отправиться в некий аналог ада, если карма была плохой, там очиститься и получить новее перерождение, но уже в оболочке похуже; либо, если человек в своей жизни достиг духовного просветления, отправиться в нирвану и тем самым прервать череду телесных рождений и смертей.

Александр Бабицкий

Читать дальше Видео - посмертный опыт

 
Самое обсуждаемое
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи