40 дней после смерти – традиции разных религий

40 дней после смерти традицииИздревле человечество верило в бессмертие души и воспринимало конец жизненного пути только как начало чего-то нового. По-разному поминают усопшего на 40 дней после смерти традиции православия и ислама. В других верованиях также распространен обычай трапезы-поминовения умерших, который просто проводится в другую дату….

Почему на сороковой день: поминки в католичестве и православии

Первые поминки в православии проводятся на третий день после смерти. Считается, что после двух дней скитаний по миру земному, душа начинает путь на небо и проходит через целый ряд испытаний (мытарств), прежде, чем прийти на поклон к богу. С третьего же по сороковой день она оказывается в пограничном состоянии – уже не находясь на земле, но увидев ад и рай, душа все еще не знает своей участи. Только на сороковой день душе сообщают, где ей придется ждать Страшного Суда. Поэтому на 40 дней поминки – важный ритуал в православной традиции.

В католической церкви поминки проводят на третий, седьмой и тридцатый дни. И в западной, и в восточно-христианской культуре обряд, в основном, выстроен вокруг поминальной трапезы. За столом собираются люди, которые отдают дань уважения человеку, вспоминают о его добрых делах, молятся об упокоении души. В христианстве считается, что молитвы живых об умерших могут повлиять на посмертную участь и облегчить страдания в загробном мире. Если до сороковин усопшим желают «земли пухом», то после – «царствия небесного».

 

Традицию проводить на 40 дней поминки в Православии установила церковь. Известно, что именно в этот срок вознесся на Небо Иисус Христос.

 

В католичестве выбор даты не является строгим. Поминальный ужин проводится на усмотрение родственников. В качестве полезного для души усопшего посмертного ритуала обычно священники рекомендуют заказать мессу на тридцатый и сороковой день или просто поставить свечку и помолиться в храме, если нет материальной возможности. Зато День поминовения на 2 ноября во многих странах с католическим населением – официальный выходной. В этот день семьи католиков (независимо от того, сколько лет прошло с момента смерти их родственников) обязательно ходят на кладбище и ухаживают за могилами. Эта традиция соблюдается здесь не менее строго, чем в Православии.

Ритуал «сороковины» в православии

Смысл ритуала «сороковины», как и «третины» глубоко сакрален и своими корнями, как считают религиоведы, уходит гораздо дальше христианских верований – в первобытные тотемические и анималистические представления. Некоторые отголоски древних обычаев остались в поминальном обряде. Так, например, вымести дом после выноса тела на третий день обязательно должен кто-то из близкого круга семьи, кто не состоял в кровном родстве с умершим. Завешивание зеркал, в которых может появиться душа умершего, оставление «пустого стула», чашки и ложки – также следы языческих верований.

Сегодня поминки не обязательно проводят в доме усопшего – иногда это делают в кафе или ресторане. Но, в целом, православные продолжают соблюдать устоявшиеся исторически традиции поминовения. На сорок дней принято звать больше гостей, чем на девять. Круг приглашенных здесь уже не ограничивается только кругом близких знакомых умершего – приходят все, кто желает почтить его и проводить в последний путь.

Разговоры за столом ограничиваются только доброй памятью об усопшем. Не принято говорить на сторонние (особенно политические или бытовые) темы, вспоминать неприятные моменты из прошлого, связанные с умершим или его семьей.

 

Также в православии не принято переносить сорок дней на более раннюю дату.

 

Если возникает необходимость переноса, рекомендуют накрыть стол-милостыню в следующие сразу за сороковым днем выходные, а церковное поминовение провести в тот же день.

Сороковина в исламе

У мусульман поминки по покойнику проводятся на третий, седьмой и сороковой день после смерти. Причем, в исламе, более важна формальная сторона обряда, не связанная с трапезой. Так, например, мужчины и женщины поминают усопшего в разных помещениях. Иногда в поминках участвуют только мужчины. Содержание стола не так важно, как порядок блюд. Как правило, это обычный плов и чай со сладким. Причем, чай подается в начале, а плов в конце.

 

По шариату на поминках не говорят, а только читают молитву. На сороковину обычно просят сдерживать горе. Плакать об усопшем в исламе не принято, но если это происходит, то делается как можно более тихо.

 

Сама трапеза также проводится быстро – после неё все уходят на кладбище. В период с трех до сорока дней в доме умершего разрешается устраивать благотворительные обеды для бедных, стариков, сирот, раздавать им жертвенное мясо. Самим же близким в это время запрещаются обильные трапезы, не делаются особые угощения и для гостей. Только в каждый четверг до сорокового дня в память об умершем пьют сладкий чай со специальной поминальной халвой на муке и масле.

Проводы в последний путь в иудаизме

У иудеев, как у мусульман, по сравнению с православными, также не обильный стол на поминках. В первые семь дней траура после смерти близкого запрещены любые застолья. По возвращению с кладбища члены семьи и другие скорбящие съедают скромную трапезу «сочувствия» (например, яйцо или немного фасоли или чечевицы и кусок хлеба). На поминках не едят мясо, не пьют вино (кроме субботы), не переедают и другой пищи. Особенность в иудаизме заключается в том, что от обязанностей готовить поминальную трапезу освобождают семью усопшего.

Через год устраивают уже более торжественные «проводы». Центральное место в обряде занимает цитирование Торы. Кто-то из взрослых мужчин, близких к покойному (предпочтительнее сын, брат, отец) произносит слова Пятикнижия. На поминальную трапезу приглашают уже не только самых близких и родственников, но и друзей и знакомых умершего. На столе присутствуют праздничные блюда, а собравшиеся делятся друг с другом добрыми воспоминаниями об усопшем.

Читать дальше Поминки

Вот странно - живут люди, ни во что не верят, примет и традиций не соблюдают, а когда коснется их такое печальное событие, как смерть близкого, сразу вспоминаются традиции. Было бы хорошо, если бы такие вековые традиции были бы собраны в одном источнике, но более подробно. Ведь устная передача искажает не только смысл события, но и вводит в заблуждение, как правильно проводить, сороковины например.
Карина, а зачем православные на поминках по усопшему дарят тем, кто пришел, платки и стаканы? Несколько раз уже об этом слышала, но ответ не знаю. Интересно, что практически во всех вероисповеданиях справляются поминки именно на 40-ой день после смерти. Все таки прослеживается общность всех религий.
Когда у нас умерла бабушка, она была совсем старенькая. Мы не делали пышных поминок, думаю это ни к чему для пожилого человека. Просто собрались дома родственники, вспомнили бабушку, по обедали. Считаю главное в церковь сходить, свечку поставить, сорокоуст за упокой заказать. И это будет более правильным. После отпевания душу наверняка в рай попадёт, я на это надеюсь.
Интересно что в православии и исламе поминки проводятся на сороковой день, а в католичестве на тридцатый. Было бы логичнее, чтобы у христиан даты совпадали. Хотя мне в принципе все равно. Лично я считаю без разницы в какой день делать поминки. Главное сделать, дать возможность людям вспомнить умершего и попрощаться с ним.
Я православная, и для нас очень важно делать поминки в 40 дней. Ведь именно в этот день душа уходит в рай или ад. Мы делали поминки своему дедушки в кафе. Здесь готовят вкусно и правильно. После поминок мы раздавали по платку и стакану, а затем отправлялись на кладбище. Отвозили деду гостинец. В церкви заказывали поминальную службу. Но боль утраты навсегда останется в наших сердцах.
Кода хоронили деда, набежали бабульки со своими советами "как надо" сделать: и монету в карман положить, и стакан с хлебом поставить, и сито накрыть. А когда я спросила про это в церкви, то мне ответили, что это все язычество и суеверия, что церковь против этого. А с поминками тоже - то то надо, то это, особенно на 40 дней - столько суеверий и попробуй не сделай - будут шептаться за спинами.
Никто уже со времен Древнего Египта не кладет покойнику монеты на глаза для перевозчика на тот свет. Поминки и у православных принято проводить без спиртного, но это нигде не соблюдается, к сожалению. Так же не рекомендуется уж очень сильно плакать на похоронах, так как в принципе, по всем основным религиям, человек отправляется в лучший мир (по его деяниям, конечно, можно и в худший попасть).
Для меня все это так странно. Я никогда не понимал различий в христианских религиях. У православных и католиков один и тот же бог, те же святые и теже праздники, только по разным датам. Почему поминания проходят в разные дни? Если задуматься, идут-то усопшие к одному и тому же христианскому раю или аду.
В какой бы религии не проводили обряды поминовения усопших, главное чтобы люди соблюдали чувства меры и приличия, а то частенько поминки превращаются в попойки и разборки родственников за наследство или по другим поводам. Мне больше по душе обычаи в иудаизме, когда и трапеза скромная и скорбь без выпивки. А у православных частенько все через край, и горе и вино.
Интересная сводная информация по основным религиям. Мы вот так живем, знаем в какие дни после смерти делать поминки, а почему и как правильно никогда не задумываемся. Нам вот старенькие бабульки сказали, когда умер дедушка, что на сороковины надо накормить не меньше сорока человек. И мы старались во всю, лишь бы деду "там" было хорошо.
Хочу добавить к выше сказанному о ритуале проводов в последний путь в иудаизме. После возвращения родствинников усопшего с кладбища, им запрещается семь дней выходить из дома на улицу. Эта традиция называется шива. Это первый глубокий период траура, когда скорбящие должны читать молитвы. А с 8 по 30 день начинается второй период и уже родственникам позволено вести нормальный образ жизни. На 30 день нужно обязательно на могиле прочитать молитву.
Мы по сути не знаем, что происходит с душой человека после смерти, откуда эти представления о каких-то "мытарствах", кто это знает наверняка? Незнание порождает первобытный с*** перед смертью, и общая угнетенная атмосфера на похоронах и поминках связана по большей части с этим: люди по сути скорбят о себе, любимых
Не знала, что мусульмане и иудеи также, как и православные делают поминки по усопшему на 40-й день после смерти. Думала, что это традиция только православных. Когда человек, особенно близкий, умирает, чувствуется, что смерть так близко. Что она касается абсолютно всех без исключения. И действительно ощущается присутствие умершего человека среди живых.
В принципе по сути все религии говорят о том что есть рай и ад. Все скорбят, даже поминки по сути не отличаются друг от друга. Еще говорят,что усопшему надо закрывать глаза монетками, что бы он не забрал никого с собой(хотя с научной точки зрения-это утяжеляет веки, и глаза не открываются). А деньги ему пригодятся "для проводника"
Удивительно, казалось бы такие разные религии, а столько много общего. Никогда не понимала всех этих обычаев. Да похороны, скорбь и всё прочее. Помянуть надо, но накрывать шикарные столы и опять собираться толпой думаю лишнее. Никогда не любила похороны, особенно когда начинают рыдать, что есть мочи.
загрузка...
загрузка...
Самое обсуждаемое
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи