40 дней после смерти – традиции разных религий

40 дней после смерти традицииИздревле человечество верило в бессмертие души и воспринимало конец жизненного пути только как начало чего-то нового. По-разному поминают усопшего на 40 дней после смерти традиции православия и ислама. В других верованиях также распространен обычай трапезы-поминовения умерших, который просто проводится в другую дату….

Почему на сороковой день: поминки в католичестве и православии

Первые поминки в православии проводятся на третий день после смерти. Считается, что после двух дней скитаний по миру земному, душа начинает путь на небо и проходит через целый ряд испытаний (мытарств), прежде, чем прийти на поклон к богу. С третьего же по сороковой день она оказывается в пограничном состоянии – уже не находясь на земле, но увидев ад и рай, душа все еще не знает своей участи. Только на сороковой день душе сообщают, где ей придется ждать Страшного Суда. Поэтому на 40 дней поминки – важный ритуал в православной традиции.

В католической церкви поминки проводят на третий, седьмой и тридцатый дни. И в западной, и в восточно-христианской культуре обряд, в основном, выстроен вокруг поминальной трапезы. За столом собираются люди, которые отдают дань уважения человеку, вспоминают о его добрых делах, молятся об упокоении души. В христианстве считается, что молитвы живых об умерших могут повлиять на посмертную участь и облегчить страдания в загробном мире. Если до сороковин усопшим желают «земли пухом», то после – «царствия небесного».

 

Традицию проводить на 40 дней поминки в Православии установила церковь. Известно, что именно в этот срок вознесся на Небо Иисус Христос.

 

В католичестве выбор даты не является строгим. Поминальный ужин проводится на усмотрение родственников. В качестве полезного для души усопшего посмертного ритуала обычно священники рекомендуют заказать мессу на тридцатый и сороковой день или просто поставить свечку и помолиться в храме, если нет материальной возможности. Зато День поминовения на 2 ноября во многих странах с католическим населением – официальный выходной. В этот день семьи католиков (независимо от того, сколько лет прошло с момента смерти их родственников) обязательно ходят на кладбище и ухаживают за могилами. Эта традиция соблюдается здесь не менее строго, чем в Православии.

Ритуал «сороковины» в православии

Смысл ритуала «сороковины», как и «третины» глубоко сакрален и своими корнями, как считают религиоведы, уходит гораздо дальше христианских верований – в первобытные тотемические и анималистические представления. Некоторые отголоски древних обычаев остались в поминальном обряде. Так, например, вымести дом после выноса тела на третий день обязательно должен кто-то из близкого круга семьи, кто не состоял в кровном родстве с умершим. Завешивание зеркал, в которых может появиться душа умершего, оставление «пустого стула», чашки и ложки – также следы языческих верований.

Сегодня поминки не обязательно проводят в доме усопшего – иногда это делают в кафе или ресторане. Но, в целом, православные продолжают соблюдать устоявшиеся исторически традиции поминовения. На сорок дней принято звать больше гостей, чем на девять. Круг приглашенных здесь уже не ограничивается только кругом близких знакомых умершего – приходят все, кто желает почтить его и проводить в последний путь.

Разговоры за столом ограничиваются только доброй памятью об усопшем. Не принято говорить на сторонние (особенно политические или бытовые) темы, вспоминать неприятные моменты из прошлого, связанные с умершим или его семьей.

 

Также в православии не принято переносить сорок дней на более раннюю дату.

 

Если возникает необходимость переноса, рекомендуют накрыть стол-милостыню в следующие сразу за сороковым днем выходные, а церковное поминовение провести в тот же день.

Сороковина в исламе

У мусульман поминки по покойнику проводятся на третий, седьмой и сороковой день после смерти. Причем, в исламе, более важна формальная сторона обряда, не связанная с трапезой. Так, например, мужчины и женщины поминают усопшего в разных помещениях. Иногда в поминках участвуют только мужчины. Содержание стола не так важно, как порядок блюд. Как правило, это обычный плов и чай со сладким. Причем, чай подается в начале, а плов в конце.

 

По шариату на поминках не говорят, а только читают молитву. На сороковину обычно просят сдерживать горе. Плакать об усопшем в исламе не принято, но если это происходит, то делается как можно более тихо.

 

Сама трапеза также проводится быстро – после неё все уходят на кладбище. В период с трех до сорока дней в доме умершего разрешается устраивать благотворительные обеды для бедных, стариков, сирот, раздавать им жертвенное мясо. Самим же близким в это время запрещаются обильные трапезы, не делаются особые угощения и для гостей. Только в каждый четверг до сорокового дня в память об умершем пьют сладкий чай со специальной поминальной халвой на муке и масле.

Проводы в последний путь в иудаизме

У иудеев, как у мусульман, по сравнению с православными, также не обильный стол на поминках. В первые семь дней траура после смерти близкого запрещены любые застолья. По возвращению с кладбища члены семьи и другие скорбящие съедают скромную трапезу «сочувствия» (например, яйцо или немного фасоли или чечевицы и кусок хлеба). На поминках не едят мясо, не пьют вино (кроме субботы), не переедают и другой пищи. Особенность в иудаизме заключается в том, что от обязанностей готовить поминальную трапезу освобождают семью усопшего.

Через год устраивают уже более торжественные «проводы». Центральное место в обряде занимает цитирование Торы. Кто-то из взрослых мужчин, близких к покойному (предпочтительнее сын, брат, отец) произносит слова Пятикнижия. На поминальную трапезу приглашают уже не только самых близких и родственников, но и друзей и знакомых умершего. На столе присутствуют праздничные блюда, а собравшиеся делятся друг с другом добрыми воспоминаниями об усопшем.

Читать дальше Поминки

Вот странно - живут люди, ни во что не верят, примет и традиций не соблюдают, а когда коснется их такое печальное событие, как смерть близкого, сразу вспоминаются традиции. Было бы хорошо, если бы такие вековые традиции были бы собраны в одном источнике, но более подробно. Ведь устная передача искажает не только смысл события, но и вводит в заблуждение, как правильно проводить, сороковины например.
Карина, а зачем православные на поминках по усопшему дарят тем, кто пришел, платки и стаканы? Несколько раз уже об этом слышала, но ответ не знаю. Интересно, что практически во всех вероисповеданиях справляются поминки именно на 40-ой день после смерти. Все таки прослеживается общность всех религий.
Когда у нас умерла бабушка, она была совсем старенькая. Мы не делали пышных поминок, думаю это ни к чему для пожилого человека. Просто собрались дома родственники, вспомнили бабушку, по обедали. Считаю главное в церковь сходить, свечку поставить, сорокоуст за упокой заказать. И это будет более правильным. После отпевания душу наверняка в рай попадёт, я на это надеюсь.
Интересно что в православии и исламе поминки проводятся на сороковой день, а в католичестве на тридцатый. Было бы логичнее, чтобы у христиан даты совпадали. Хотя мне в принципе все равно. Лично я считаю без разницы в какой день делать поминки. Главное сделать, дать возможность людям вспомнить умершего и попрощаться с ним.
Я православная, и для нас очень важно делать поминки в 40 дней. Ведь именно в этот день душа уходит в рай или ад. Мы делали поминки своему дедушки в кафе. Здесь готовят вкусно и правильно. После поминок мы раздавали по платку и стакану, а затем отправлялись на кладбище. Отвозили деду гостинец. В церкви заказывали поминальную службу. Но боль утраты навсегда останется в наших сердцах.
Кода хоронили деда, набежали бабульки со своими советами "как надо" сделать: и монету в карман положить, и стакан с хлебом поставить, и сито накрыть. А когда я спросила про это в церкви, то мне ответили, что это все язычество и суеверия, что церковь против этого. А с поминками тоже - то то надо, то это, особенно на 40 дней - столько суеверий и попробуй не сделай - будут шептаться за спинами.
Никто уже со времен Древнего Египта не кладет покойнику монеты на глаза для перевозчика на тот свет. Поминки и у православных принято проводить без спиртного, но это нигде не соблюдается, к сожалению. Так же не рекомендуется уж очень сильно плакать на похоронах, так как в принципе, по всем основным религиям, человек отправляется в лучший мир (по его деяниям, конечно, можно и в худший попасть).
Для меня все это так странно. Я никогда не понимал различий в христианских религиях. У православных и католиков один и тот же бог, те же святые и теже праздники, только по разным датам. Почему поминания проходят в разные дни? Если задуматься, идут-то усопшие к одному и тому же христианскому раю или аду.
В какой бы религии не проводили обряды поминовения усопших, главное чтобы люди соблюдали чувства меры и приличия, а то частенько поминки превращаются в попойки и разборки родственников за наследство или по другим поводам. Мне больше по душе обычаи в иудаизме, когда и трапеза скромная и скорбь без выпивки. А у православных частенько все через край, и горе и вино.
Интересная сводная информация по основным религиям. Мы вот так живем, знаем в какие дни после смерти делать поминки, а почему и как правильно никогда не задумываемся. Нам вот старенькие бабульки сказали, когда умер дедушка, что на сороковины надо накормить не меньше сорока человек. И мы старались во всю, лишь бы деду "там" было хорошо.
Хочу добавить к выше сказанному о ритуале проводов в последний путь в иудаизме. После возвращения родствинников усопшего с кладбища, им запрещается семь дней выходить из дома на улицу. Эта традиция называется шива. Это первый глубокий период траура, когда скорбящие должны читать молитвы. А с 8 по 30 день начинается второй период и уже родственникам позволено вести нормальный образ жизни. На 30 день нужно обязательно на могиле прочитать молитву.
Мы по сути не знаем, что происходит с душой человека после смерти, откуда эти представления о каких-то "мытарствах", кто это знает наверняка? Незнание порождает первобытный с*** перед смертью, и общая угнетенная атмосфера на похоронах и поминках связана по большей части с этим: люди по сути скорбят о себе, любимых
Не знала, что мусульмане и иудеи также, как и православные делают поминки по усопшему на 40-й день после смерти. Думала, что это традиция только православных. Когда человек, особенно близкий, умирает, чувствуется, что смерть так близко. Что она касается абсолютно всех без исключения. И действительно ощущается присутствие умершего человека среди живых.
В принципе по сути все религии говорят о том что есть рай и ад. Все скорбят, даже поминки по сути не отличаются друг от друга. Еще говорят,что усопшему надо закрывать глаза монетками, что бы он не забрал никого с собой(хотя с научной точки зрения-это утяжеляет веки, и глаза не открываются). А деньги ему пригодятся "для проводника"
Удивительно, казалось бы такие разные религии, а столько много общего. Никогда не понимала всех этих обычаев. Да похороны, скорбь и всё прочее. Помянуть надо, но накрывать шикарные столы и опять собираться толпой думаю лишнее. Никогда не любила похороны, особенно когда начинают рыдать, что есть мочи.
загрузка...
загрузка...
Самое обсуждаемое
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,