Культура древних цивилизаций: как человек превратился в человека

культура древних цивилизацийКультурная среда - один из фундаментальных признаков человеческого общества и вообще человека как существа, отличающегося от животных. Культура древних цивилизаций была разнообразной, её особенности были обусловлены множеством фактором природного, климатического, исторического характера. Однако в основе их лежал ещё более древний культурный пласт, более или менее общий для всего человечества. Без ответа на вопрос, как появилась сама культура, невозможно понять культурные особенности локальных цивилизаций.

alt

Древние культуры и цивилизации – рождённые религией

Изучение любой древней цивилизации рано или поздно приводит к выводу, что культура как общечеловеческий феномен была бы невозможна вне рамок религиозного сознания древних людей. Религии древних цивилизаций были одновременно причиной и двигателем культурного развития. Зачатки религиозного мировоззрения историки отмечают уже у неандертальцев 30-40 тысяч лет назад. Это выражается в характере неандертальских погребений: тела располагались в особой позе, вместе с ними в могилах присутствовал погребальный инвентарь, который мог бы пригодиться покойникам в потустороннем мире. Вера в потусторонний мир и в бессмертие души – краеугольный камень религиозного сознания, и в мировоззрении неандертальцев она присутствовала, пусть и в зачаточном виде.

 

По-настоящему религия сформировалась уже у наших предков, у человека разумного. К моменту формирования древнейших цивилизаций человечество прошло сложный, с множеством ответвлений, путь в развитии религии. Сначала это был всеобщий анимизм, то есть одушевление всей окружающей действительности и в первую очередь природных объектов – рек, деревьев, лесов, полей, горных вершин и так далее. Затем пришла пора тотемизма – ощущение особой связи той или иной группы людей с конкретным божественным животным. Это животное было прямым родственником этих людей, а также живым воплощением некоего божества. После на первый план вышло поклонение женскому божеству, олицетворявшему собой саму жизнь и способность к воспроизводству. На последнем этапе на первый план вышли мужские божества, традиционно ассоциировавшиеся с небесными сферами.

alt

Искусство как способ жизни

культура древних цивилизацийВсе эти сложные процессы и привели к возникновению того, что в итоге превратилось в культурное наследие древних цивилизаций. Обладая религиозным сознанием, человек нуждался в осмыслении своего места в мире, своих взаимоотношений с божественными силами, с природой и с другими людьми. Осмыслить это человек мог только средствами искусства. К тому же образование в древних цивилизациях и непосредственно накануне их осуществлялось с помощью комбинации устного предания и наглядных культурных образов. Разумеется, старшие рассказывали младшим, как необходимо охотиться на определённых животных, как строить дома, обрабатывать орудия труда и поклоняться богам. Но куда доходчивее эти сведения доносились до следующих поколений с помощью соответствующих рисунков, священных ритуалов и повествовательных песнопений.

До настоящего времени остаётся неразрешённым вопрос о механизме возникновения искусства. Есть сразу несколько предположений, претендующих на разрешение этой загадки. Прежде всего, это версия о религиозной обусловленности человеческого искусства. Другие специалисты предлагают считать, что стремление к творчеству является врождённым свойством человеческой личности и культура появилась как бы сама собой, из неконтролируемых импульсов личного и общественного подсознания. Есть кардинально различающиеся версии: по одной из них, культура и искусство появились в процессе игры, как продолжение детского познания мира. По другой, искусства есть плод практической деятельности человека, его потребностей в координации совместных действий (например, на охоте) и в передаче накопленных знаний и навыков.

alt

Живопись – окно в прошлое

Рисунки древних цивилизаций являются не самыми древними произведениями человеческого искусства – так, знаменитые каменные фигурки женских божеств, так называемые палеолитические Венеры, имеют возраст около 40 тысяч лет. Тогда как наиболее древние из известных изображений датируются не позднее 20 тысяч лет назад. Впрочем, первоначально это даже нельзя было назвать живописью – человек начал наносить схематические символы, пиктограммы; древние цивилизации также активно использовали их для передачи той или иной информации.

Древнейшая живопись задаёт современным исследователям очень сложную загадку – для чего люди начали рисовать и почему они делали это в различных манерах. Потому что древнейшая живопись имеет как весьма примитивные изображения, со схематичными линиями наподобие неумелых детских рисунков, так и сложные живописные произведения. В них объекты окружающего мира переданы не просто достоверно, а с художественным изяществом, с отображением особенностей поведения, характера и движения тех или иных животных. К тому же живопись явно имела целенаправленный, а не спонтанный характер. Что это была за цель – информационные изображения для передачи сведений следующим поколениям? Предмет религиозного культа, объект поклонения священным животным в рамках тотемических религий? Часть того или иного ритуала, когда изображение объекта ассоциировалось с самим объектом и через воздействие на рисунок предполагалось воздействовать на объект? Возможно и то, и другое, и третье – а возможно и что-то четвёртое…

Александр Бабицкий


 
Самое обсуждаемое
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи