Катастрофы Ту-154: почти сорок лет полётов, почти сорок лет падений - Алма-Атинская

Алма-Атинская авиакатастрофа Ту-154

Алма-Атинская авиакатастрофа Ту-154: ветер бывает коварным

Авиационный транспорт это особый вид транспорта, сопряжённый со множеством разнообразных факторов, начиная от уровня квалификации экипажа и заканчивая правильностью положения самой мелкой детали в самом незначительном, на первый взгляд, устройстве самолёта. Одним из важнейших факторов, с которым связана безопасность авиационного транспорта, являются климатические и иные особенности окружающей среды, прежде всего воздушной. Трагическим напоминанием о том, что необходимо учитывать малейшие нюансы передвижения воздушных масс, стала катастрофа самолёта Ту-154 под Алма-Атой в 1980 году.

 

Самолёт не успел набрать высоту

При первоначальном рассмотрении ситуации погодные условия для вылета самолёта Ту-154Б-2 из аэропорта Алма-Аты в ночь с 7 на 8 июля 1980 года были практически идеальными. Незадолго до взлёта, правда, в районе аэропорта прошла гроза, но к тому моменту, когда самолёт вырулил на взлётную полосу, гроза уже закончилась, была ясная погода при прекрасной видимости. Взлёт самолёта состоялся около 21 часа 30 минут по московскому времени (00 часов 30 минут 8 июля по местному времени), однако воздушное судно не пролетело и пяти километров и едва достигло высоты в 150 метров, как началось неконтролируемое и стремительное падение высоты. Самолёты Ту-154 обладают особенностью: при взлёте, когда лётчики переходят с автоматического на штурвальный режим пилотирования, борт «проседает» на 20-30 метров, однако затем это снижение компенсируется управлением штурвалом и дальше продолжается набор высоты. В это же раз никакие усилия экипажа не помогали и снижение продолжалось.

В итоге самолёт вплотную приблизился к земле и в определённый момент носом задел здание сельскохозяйственной фермы, стоявшей на территории поля посреди пригородов Алма-Аты, застроенных частными домами. После этого самолёт обрушился на землю и фактически стал кувыркаться по полю, рассыпаясь на отдельные части, которые тут же загорались. Значительная часть самолёта могла обрушиться на расположенные за полем частные дома, но роль буфера безопасности сыграл овраг на краю поля, в склон которого врезались движущиеся по инерции остатки самолёта. Это обстоятельство позволило избежать разрушений и жертв на земле.

Тела погибших собирали три дня

Но все находившиеся на борту самолёта Ту-154Б-2, отправлявшего в рейс «Алма-Ата – Ростов-на-Дону», но пролетевшего всего несколько километров, погибли. Число жертв составило 163 человека, из которых 153 пассажира и 10 членов экипажа. Обстоятельства падения создали условия, при которых шансы выжить у находившихся в самолёте были близки к нуля: многочисленные удары самолёта о землю, сопряжённые с высокой скоростью, высоким давлением и мгновенным возникновением пламени убили пассажиров и экипаж практически мгновенно. По воспоминаниям очевидцев, жителей примыкающих к аэропорту пригородов Алма-Аты, тела погибших были разбросаны по большой территории, их затем в течение трёх дней снимали с ветвей деревьев, с крыш домов и построек, со столбов линий электропередач.

Практически все тела были лишены одежды, которая осталась на ремнях безопасности на креслах, которыми пассажиры были пристёгнуты, как и полагается, в режиме взлёта и набора высоты. Большинство тел представляло собой лишь фрагменты, так как теми же пристёгнутыми ремнями безопасности люди были в прямом смысле слова разорваны на части. От возникшего на месте крушения пожара загорелось пшеничное поле и несколько близлежащих частных домов, однако на земле в результате крушения никто не пострадал.

Есть такое явление – сдвиг ветра

Учитывая описанные выше практически идеальные погодные условия, а так же то обстоятельство, что самолёт был совершенно новый, всего лишь год назад выпущенный с завода, первоначально приоритетной версией причин катастрофы была ошибка экипажа. Эту версию особенно активно отстаивали работавшие в составе комиссии по расследованию катастрофы на месте крушения представители конструкторского бюро Туполева. К тому же первая медицинская экспертиза показала в останках лётчиков наличие алкоголя. Но затем было выяснено, что содержащая алкоголь жидкость образовалась при разложении тел погибших, при химической реакции содержащегося в организмах сахара. После этого были проанализированы действия пилотов и оказалось, что они действовали в полном соответствии с инструкциями.

И лишь затем, в результате специального математического моделирования с учётом всех параметров полёта и окружающей среды обнаружилось, что роковым для самолёта фактора оказался ветер. Вскоре после взлёта на высоте 120-150 метров Ту-154 попал в зону высокой, в 30-40 градусов по Цельсию, температуры воздуха и в порыв попутного ветра, что уменьшило приборную скорость и тягу двигателей. Затем самолет попал в нисходящий сдвиг ветра, что совпало с моментом уборки закрылков. Сдвигом ветра в авиации называется непрогнозируемое, редко встречающееся интенсивное атмосферное возмущение – нисходящий поток скоростью до 14 метров в секунду и попутный ветер скоростью до 20 метров в секунду. Этим самым потоком воздушное судно было фактически придавлено к земле. Самолёту не хватило 50 метров высоты, чтобы скомпенсировать этот вертикальный поток и противостоять инерции падения. Впоследствии, во многом благодаря и трагедии 7 июля под Алма-Атой, было определено, что для объективной оценки опасности сдвига ветра экипаж должен иметь на приборной панели прибор, оценивающий реальное значение обтекания крыла воздухом.

Читать дальше Под Донецком

 
Самое обсуждаемое
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,