Катастрофы и аварии в метро: чем дальше, тем больше

катастрофы и аварии в метроЛюбая сложная техническая, а уж тем более транспортная система, периодически будет давать сбой. Это неизменная закономерность, проистекающая из морального устаревания технологий, из-за «усталости материала», из пресловутого человеческого фактора, в конце концов. И закономерность эта очевидным образом прослеживается на примере Московского метрополитена: чем дольше он существует, чем больше число поездов и пассажиров и чем интенсивнее движение, тем чаще возникают аварийные, а подчас и катастрофические, ситуации.

Начало старения

Московское метро по мировым стандартам метро среднего возраста – есть города, в которых метрополитен значительно старше, но и предостаточно городов, в которых подземная железнодорожная система появилась позднее и на более совершенной технической и технологической базе.

 

Как бы то ни было, первые признаки устаревания московского метро стали появляться в конце семидесятых годов прошлого столетия, и наиболее наглядными из этих признаков стали как раз аварийные ситуации.

 

15 апреля 1979 года на перегоне от станции «Автозаводская» до станции «Коломенская» Горьковско-Замоскорецкой линии, когда движущийся вагон задел конструкцию пути. Из-за этого несколько вагонов поезда сошли с рельсов. Человеческих жертв удалось избежать, однако последствия аварии устраняли около суток.

Куда более серьёзным был инцидент 17 февраля 1982 года на станции «Авиамоторная», когда из-за поломки эскалатора и неисправности системы торможения возникла страшная давка. В которой пострадали тридцать человек и восемь погибли. 31 декабря 1984 года был затоплен из-за нарушения гидроизоляции тоннеля участок метро «Ленино» - «Кантемировская» по Замоскворецкой линии, причём это произошло буквально на следующий день после открытия нового участка этой ветки метрополитена.

Три аварии в один день

 

Тенденция к снижению уровня безопасности московского метрополитена продолжилась и в девяностые годы, когда финансовая ситуация была сложной и на модернизацию инженерной, технической, энергетической инфраструктуры не было средств.

 

Наблюдался целый ряд инцидентов, однако наиболее показательными стали сутки с 30 марта по 31 марта 1994 года, когда в течение почти тринадцати часов в метро были зафиксированы три аварии. 30 марта в 18 часов 48 минут на перегоне от станции «Нагорная» к станции «Нахимовский проспект» один электропоезд догнал другой, двигавшийся впереди, и врезался в него. В результате травмы получили почти два десятка человек, девять из которых были госпитализированы, более двух тысяч человек были эвакуированы из тоннеля.

В 5 часов 30 минут 31 марта произошла ошибка при спуске составов по тоннелям – два поезда, в которых не было пассажиров, были направлены по одному пути и столкнулись, в результате чего три вагона сошли с рельсов. Около 9 часов утра 31 марта произошла третья авария: в остановившийся на станции «Петровско-Разумовская» поезд врезался ещё один поезд, следовавший за первым. По невыясненным причинам на втором поезде была отключена автоматическая система блокировки скоростей и произошло столкновение, из-за которого последний вагон первого поезда загорелся, из-за паники возникла давка, в которой пострадали три пассажира. Также серьёзные повреждения, сотрясение мозга, получил машинист второго поезда.

Что ни месяц, то авария

 

В двухтысячные же годы аварии различной степени серьёзности по масштабам разрушений и наличию пострадавших стали для Московского метрополитена фактически ординарным явлением.

 

Относительно незначительные ЧП в метро стали повседневностью, существенно увеличилось и число серьёзных аварий. В начале 2001 года дважды, в январе и апреле, отдельные участки метрополитена были затоплены вследствие проблем с гидроизоляцией тоннелей, из-за чего движение поездов прерывалось на несколько часов. В мае 2002 года на станции «Киевская» в результате несоблюдения правила использования эскалатора возникла аварийная ситуация, в результате которой серьёзные повреждения получили двое пассажиров, одному из которых пришлось ампутировать одну ступню, другому – обе ступни.

В сентябре 2004 года на станции «Чертановская» произошло столкновение двух поездов, обошедшееся без пострадавших. 25 мая 2005 года в результате отключения питающих центров «Мосэнерго» были обесточены и не могли осуществлять свою работу 52 из 170 станций московского метро (полностью отсутствовало движение по Люблинской ветке, а также по Бутовской линии лёгкого метро). В марте 2006 года на перегоне «Сокол - Войковская» Замоскворецкой линии на железнодорожные пути перед движущимся поездом обрушилась пробившая своды тоннеля свая с поверхности. Поезд получил серьёзные повреждения, но пострадавших не было. В июне 2008 года из-за скола головки рельса произошла авария на путях недалеко от станции метро «Владыкино», приведшая к схождению с рельсов нескольких вагонов. Из тоннеля было эвакуировано восемьсот человек, несколько из которых обратились за медицинской помощью.

Читать дальше Станция «Авиамоторная»

Самое обсуждаемое
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи