Ракета «Ангара»: с ней космос становится ближе…

ракета АнгараРоссия и Соединённые Штаты Америки традиционно считаются главными космическими державами. Именно эти страны дольше и продуктивнее всех осваивали космическое пространство, именно они добились наибольших успехов в изучении Вселенной и накопили богатейший опыт. Однако жизнь не стоит на месте – всё более активно включаются в «космическую гонку» и другие страны. И если, например, на внеземные перспективы Индии или Японии принято до сих пор смотреть снисходительно, то космические программы Евросоюза и Китая развиваются стремительными темпами. В такой конкурентной обстановке Россия не может довольствоваться лишь прежними достижениями и советским научно-техническим багажом, нужны современные технологии и концепции. Одним из подобных российских способов оставаться в числе ведущих космических держав является ракета «Ангара».

alt

«Река», впадающая в космос

На самом деле ракета-носитель «Ангара» представляет собой целое семейство ракет модульного типа, включающее в себя носители четырёх классов – «Ангара-1» (А-1), «Ангара-3» (А-3), «Ангара-5» (А-5), «Ангара-7» (А-7). Классы ракет-носителей данного семейства различаются по массе полезного груза, которые эти ракеты способны выводить на околоземную орбиту. Самый лёгкий класс, ракета-носитель «Ангара-1.1», несёт на себе до полутора тонн груза; наиболее тяжёлая ракета, «Ангара – А7.2В», способна выводить на низкую орбиту примерно 50 тонн. Таким образом, данный класс ракет-носителей способен обеспечивать решение большинства задач, стоящих перед современной космической отраслью, путём прикладных и научно-технических запусков.

Вопрос о необходимости создания космической ракеты-носителя нового типа встал перед Россией в самом начале 1990-х годов, сразу после распада Советского Союза. Производство и введение в эксплуатацию нового типа ракет вместо основного советского семейства носителей «Протон» было необходимым как с точки зрения дальнейшего технического развития отрасли, так и с позиции национальной безопасности. Что касается технической стороны вопроса, то здесь выделялись две проблемы. Во-первых, «Протон» не в состоянии нести на низкой околоземной орбите полезный груз более 25 тонн, что не отвечает требованиям динамично растущего рынка «мирного космоса» (запуск спутников телевизионной, мобильной, сетевой связи и прочее). Ему на смену должна была прийти ракета-носитель с большей «грузоподъёмностью». Во-вторых, ракеты типа «Протон» работают на очень токсичном гептиловом топливе, оказывающем серьёзное негативное воздействие на окружающую среду. «Ангара» работает на куда более экологически чистом керосиново-кислородном топливе, которое к тому же существенно безопаснее в эксплуатации.

alt

Долго запрягаем – быстро полетим?..

Но едва ли не более важными были стратегические мотивы. После распада СССР единственным космодромом, с которого могли запускаться ракеты-носители «Протон», остался «Байконур» на территории теперь уже суверенного Казахстана. Россия не могла ставить свою космическую программу в зависимость от решений иностранного, пусть и дружественного, государства. Поэтому ракета «Ангара» приспособлена к запуску с подмосковного космодрома «Плесецк», а также с резервного космодрома «Восточный» (Амурская область), начало эксплуатации которого намечено на 2015 год. Помимо этого, ракеты «Ангара», из которых наиболее используемой будет ракета «Ангара-5», существенно эффективнее в плане переориентации для военных нужд.

Во-первых, все комплектующие этих ракет производятся на российских предприятиях. Во-вторых, это семейство ракет-носителей выгодно отличается от «Протонов» и других аналогичных ракет своим модульным характером. Обычно ракеты носители нужно доставлять на космодромы для запуска в уже полностью собранном виде, что существенно затрудняет логистику. Ракеты «Ангара» состоят из отдельных модулей, которые можно доставлять по железным дорогам (целую ракету такого типа на поездах не доставить – железнодорожные магистрали на это не рассчитаны) и собирать уже на месте старта. Оба этих обстоятельства не только весьма ценны для эксплуатации ракет в военное время, но и упрощают и удешевляют мирное коммерческое использование ракет.

С учётом вышеперечисленных преимуществ «Ангары» неудивительно, что вопрос тщательных испытаний ракет-носителей данного семейства для последующего планового использования является очень важным. Длившаяся более десяти лет разработка «Ангары» привела к тому, что в декабре 2007 года начались лабораторные испытания отдельных рабочих сегментов ракеты. С 2008 года начались полигонные испытания универсальных ракетных модулей для базовых ступеней, в 2010 году стартовали испытания ракетных моделей второй ступени. На текущий момент запуск ракеты «Ангара» (то есть не отдельных модулей, а полностью ракеты, оснащённый макетом, по габаритам и массе соответствующим характеристикам полезной нагрузки) осуществлялся дважды. 9 июля 2014 года ракета была запущена с космодрома «Плесецк» по суборбитальной орбите и благополучно достигла полигона на полуострове Камчатка. 23 декабря 2014 года был осуществлён первый вывод ракеты на геостационарную орбиту с последовательным отделением всех трёх рабочих ступеней. Предполагается, что рабочие пилотируемые запуски «Ангары» начнутся с 2017 года. Но это ещё не окончательная дата: по заявлениям специалистом, ракета типа «Ангара-5», которую планируют сделать основным «грузовиком» российской космической программы, начнут запускать в плановом режиме с космодрома «Восточный» не ранее 2021 года.

alt

Ждать ещё немало

Растянувшийся более чем на двадцать лет процесс разработки и испытаний ракеты-носителя является предметом особой критики в адрес российской космической промышленности. Мировая история ещё не знала настолько долгих процесс запуска в эксплуатацию ракет-носителей. К тому же стоимость данной программы уже превысила 4 миллиарда долларов, что значительно превышает первоначальные расчётные расходы на неё.

Тем не менее, перспективы проекта очевидны – ракета «Ангара», технические характеристики которой превосходят советские ракеты-носители и соответствуют современным зарубежным аналогам (американским, китайским и французским ракетам), должна способствовать дальнейшему развитию космической отрасли России. В первую очередь «Ангара» должна играть ключевую роль в обеспечении работы Международной космической станции, а также, в перспективе, российской орбитальной станции, создание которой обозначено как приоритетно направление. Помимо этого, в последнее время на государственном уровне всерьёз обсуждают запуск российской автономной программы колонизации Луны, то есть создания стационарной лунной станции. Именно ракеты «Ангара» должны будут обеспечить сначала строительство, а затем и нормальное функционирование подобного уникального объекта.

Александр Бабицкий


 
Самое обсуждаемое
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,