Славянская мифология: много сведений, немного фактов

славянская мифологияТермин «мифология» обладает такой особенностью, что его в основном используют по отношению к античным (древнегреческим и древнеримским) религиозным, философским и культурным представлениям о мире. Таковы уж издержки школьного образования: если мифология, то прочные ассоциации это Греция или Рим. Между тем мифологическое мышление было свойственно практически всем народам мира, и славяне в этом плане не исключение.

Мифологический котёл

Говорить о славянской мифологии и в самом деле можно смело, но не слишком много; или можно много, но не очень смело. Дело в том, что, в отличие от той же античной или скандинавской мифологии, о славянской мифологии мало что известно точно, с опорой на исторические источники, литературные и археологические памятники. На сегодняшний день доступны лишь немногие данные о том, как славяне дохристианского периода представляли себе мироустройство, какова была их религиозная система и повседневная мифология. Существуют лишь отрывочные сведения, которые дополняются в основном с помощью аналогий с родственными мифологическими системами. Это обусловлено тем, что славянская мифология представляла собой довольно сложную смесь.

Прежде всего, в ней присутствовали изначальные черты общей индоевропейской миологии. Затем, когда славяне закрепились в Центральной и Восточной Европе, на нее в результате взаимодействия влияли мифологии разных народов: восточные и южные славяне испытали воздействие ираноязычных этнических групп, западные славяне немало переняли у кельтов, северные славяне – у германцев и балтов. Поэтому можно говорить о смешанном характере мифологии славян. Так, у них присутствовало общее для всех индоевропейцев трёхчастное представление о мироздании: образ Мирового древа, корни которого находятся в нижнем, подземном мире, середина - это земной мир, населяемый людьми, а крона, небеса - это обитель божеств. В то же время сами божества у разных групп славян могли различаться по составу пантеона и своим функциям: так, существовали исконные боги и заимствованные у соседей (так, считается, что Даждьбог «пришёл» от кельтов, Хорс от ираноязычных народов, Перун – от балтов).

Богов хватало на всех

Беседу о славянских языческих божествах можно вести двумя способами. Способ первый, распространённый среди современных популяризаторов язычества – подробнейшим образом рассказывать о множестве богов, богинь и полубогов, называя не только их имена, но и родственные связи, основные черты характера, сферу ответственности, родную стихию и тому подобное. Способ второй, которого придерживаются учёные (историки и религиоведы) – признать, что о пантеоне славян известно крайне мало, причём подавляющее большинство доступных сведений это гораздо более поздние пересказы, и поэтому обозначать тех или иных мифологических персонажей с крайней осторожностью. Первый способ наиболее прост и открывает к тому же широкий простор для работы фантазии – в самом деле, весьма интересно самостоятельно создать некий божественный персонаж, придать ему различные свойства, написать биографию, а затем ещё и облагородить этаким налётом древности. Но нужно отдавать себе отчёт, что эти подробные славянские языческие пантеоны имеют к реальной религии древних славян весьма посредственно отношение. По сути, это новосозданные пантеоны современных неоязычников, которые возводят в ранг главных таких божеств, которых, скорее всего, и не было у славян (характерный пример – бог Сварог, который известен лишь по одному переводному греческому тексту).

С точки же зрения науки есть два главных литературных источника о богах восточных славян, предков русских, украинцев и белорусов, до принятия христианства. Прежде всего, это летописные данные о первой религиозной реформе киевского князя Владимира Святославича. До того, как крестить Русь, князь попытался провести религиозную языческую реформу, то есть составить общий для всех подвластных ему племён единый пантеон почитаемых богов во главе с богом-громовержцем Перуном. В Киеве было создано капище, на котором установлены идолы шести божеств: Перуна, Хорса и Даждьбога (эти боги имели прямое отношение к солнцу, так что ряд исследователей полагают, что это два имени одного божества), Стрибога (бога ветра, воздуха), Симаргла (божества с непонятными функциями, возможно, покровителя растительности) и богини плодородия, символа женского начала Мокоши. Более подробно об этих богах говорится в более позднем «Слове о полку Игореве», а также сообщается о нескольких других божествах – например, о Велесе, покровителе домашнего скота и животных. На этом небогатом перечне божеств подлинные знания о языческих божествах славян заканчиваются.

Александр Бабицкий


Самое обсуждаемое
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи