Человеческие жертвоприношения у славян: традиции язычников

человеческие жертвоприношения у славянО языческих традициях славянских народов сегодня известно не так уж и много: в течение веков информация об этих традициях тщательно скрывалась. А частично данные извращались в целях пропаганды. Поэтому сегодня порой можно услышать, что человеческие жертвоприношения у славян были обычным делом. Однако это всего лишь миф.

alt

Жертвы богам

Практически во всех мировых религиях находилось место жертвоприношениям. Поднося высшим силам дары, люди пытались умилостивить богов, склонить их на свою сторону. Если эта мера оказывалась эффективной, верующие еще с большим энтузиазмом приносили богам жертвы. Если же эффекта не было, то жрецы объясняли народу, что жертва оказалась неугодна богам, и нужны другие, более ценные подношения.

 

Жертвы могли быть самые разные – в зависимости от характера божества. Одних богов вполне удовлетворяли плоды и цветы, другие же оказывались куда более кровожадны. Несмотря на то, что человеческая жизнь в далекие времена еще не считалась такой ценностью, как сегодня, людей в жертву приносили сравнительно редко – лишь в самых сложных случаях, когда других жертв оказывалось недостаточно.

alt

Славянская специфика

жертвоприношения у славянЖертвоприношения у славян практиковались периодически, как и у практически всех народов. Однако именно человеческие жертвы были огромной редкостью. Это было связано с тем, что язычники-славяне рассматривали принесение жертвы как разновидность совместной трапезы с богами. То есть богам предлагалось не то, что любят боги, а то, что едят сами люди. Естественно, человеческое мясо не входило в меню, поэтому и в человеческих жертвах смысла не было.

Интересно, что отголоски традиции делить пищу с божествами сохранилась и по сей день. Так, когда человек умирает, принято ставить под его портретом стакан водки и кусок хлеба. Никто и не думает готовить в таких случаях потусторонним силам отдельные блюда, но тем, что едят сами на поминках, люди символически делятся как с умершим, так и с высшими силами.

Если у других народов простым смертным нельзя было даже прикасаться к жертвам, которые предназначались богам, славяне проявляли завидную практичность. Поэтому упоминания в славянских летописях о принесенных в жертву животных стоит понимать как трапезу, где мясо этих животных ели люди и – символически – боги.

Таким образом, в массе своей славянские язычники в принципе отрицали человеческие жертвы, поскольку каннибализм в то время отнюдь не поощрялся. Христианский же обычай есть «кровь и плоть Христа», пусть и чисто символически, вызывал у язычников изумление, граничащее с ужасом, и казался совершенно кощунственным.

В то же время некоторые языческие обряды наводят на мысль о человеческих жертвах. Например, сжигание чучела Масленицы представляет собой не что иное, как символическое принесение в жертву человеческой фигуры. Однако свидетельств о том, что в подобных ситуациях совершались человеческие жертвоприношения, все-таки нет.

В то же время известно много ритуальных жертвенных ям, в которых исследователи находили человеческие кости, а также кости животных. Поскольку хозяйственные помещения, характерные для похоронных курганов, в таких ямах отсутствуют, исследователи предполагают, что сооружения эти использовались для совершения жертвоприношений. В то же время, веских доказательств у этой гипотезы нет: вполне вероятно, что ямы эти все-таки использовались для захоронений.

alt

Человеческие жертвы

славянские ритуалыХристиане, усердствуя в борьбе с язычеством, породили множество мифов, связанных с языческим образом жизни. Регулярные человеческие жертвоприношения – один из таких мифов. В то же время нельзя утверждать, что славяне никогда не приносили в жертву людей – просто делалось это лишь в исключительных случаях.

Примерно с шестого по десятый века человеческие жертвоприношения были среди славян достаточно популярны. Жертвами при этом становились добровольно: женщины, оставшиеся вдовами, не желали больше жить, и просили умертвить их. Чаще всего они восходили с этой целью на погребальный костер. Подобный обычай до сих пор есть в некоторых индийских провинциях, но неизвестно доподлинно, где и когда он возник впервые. В некоторых случаях любящие слуги просили умертвить их заодно с погибшим хозяином. Но во всех случаях такие жертвы были сугубо добровольными, хотя не исключено, что общественность оказывала на вдов определенное давление.

Исследователи не уверены, можно ли относить подобные похоронные обряды к жертвоприношениям: во-первых, смерть была добровольной, а во-вторых, цель ее была не в ублажении богов, а в том, чтобы оказаться в раю вместе с любимым человеком. Поскольку славяне в те времена полагали, что загробная жизнь значительно превосходит земную по всем статьям, ранняя смерть не воспринималась как трагедия, а добровольная смерть не считалась жертвой.

alt

Христианские жертвы

Со временем среди славян распространился обычай приносить в жертву христиан. Ни о какой добровольности речи уже не шло: христиане выбирались потому, что их кровь, по мнению язычников, была богам по вкусу. Чем сильнее было противостояние между христианами и язычниками, тем чаще приносились человеческие жертвы.

Историки не вполне уверены, что все убийства христиан язычниками можно считать ритуальными. Между верующими шла идеологическая война, а войны без смертей не обходятся. Однако ошибочно было бы считать, что все эти смерти носят исключительно ритуальный характер.

Сохранились также свидетельства, что в XI веке в голодные времена совершались ритуальные убийства с целью умилостивить богов, дабы те послали пищу голодающим людям. Это уже были настоящие жертвоприношения. Нечто подобное повторялось и двумя веками позже, но к тому моменту христианство получило уже широкое распространение, и можно предположить, что и жертвоприношения совершали уже христиане, а не язычники.


 
Самое обсуждаемое
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,