Велес – «бог широкого профиля»?

ВелесСегодня достоверно известны лишь несколько языческих богов, которым поклонялись древние славяне до момента принятия христианства. Но даже те, о которых из источников известны не только имена, но и некоторые подробности «биографии», всё равно остаются весьма неоднозначными и вокруг них продолжаются споры специалистов и тех, кто себя таковыми считает. А в случае с таким богом, как Велес, ситуация осложняется ещё и тем, что это божество в определённо степени продолжило жизнь в христианской традиции.

Что известно достоверно

Велес (другой вариант имени – Волос) является одним из немногих славянских языческих богов, чьи имена упоминались в официальных документах того времени. Уже это обстоятельство, а также свидетельства о многочисленности посвящённых Велесу идолов и капищ, говорят о том, что этот бог имел важное значение для всех славян, вне зависимости от их племенной принадлежности. Между учёными не прекращаются дискуссии о том, каковы были функции этого бога, но большинство специалистов сходятся в том, что у Велеса была как узкая, профильная «зона ответственности», так и более широкая. В основном Велес известен как «скотий бог», то есть покровитель домашнего скота и в целом домашнего хозяйства. Однако он имел и более широкие функции, представая в качестве покровителя всей производительной деятельности славян, богом, который помогал им создавать новые ценности, зарабатывать деньги, развивать своё хозяйство и так далее.

Считается, что именно поэтому ему поклонялись все славяне, к тому же в официальных клятвах славянских князей он противопоставлялся Перуну, богу-громовержцу, богу войны и покровителю княжеской дружины. Известно, что идолы Перуна и Велеса не ставились в одном святилище: в Киеве, например, идол Перуна стоял на холме, рядом с княжеской резиденцией, а идол Велеса располагался внизу, на Подоле, в ремесленных и торговых районах. В этой связи всё более популярна версия, что эпитет «скотий бог» по отношению к Велесу использовался не столько в связи с особой любовью этого божества к животным, а в качестве обозначения его «финансового» характера – так как скот в те времена был одним из главных платёжных средств. Да и эпитет «золотой» по отношению к Велесу говорит о том же. Нынешние «новые язычники» приписывают Велесу куда более широкое поле деятельности: будто бы это был один из самых великих богов, которые отвечали за существование и функционирование самого мироздания, был в том числе богом загробного мира мёртвых и так далее. Подтверждений тому, что славяне воспринимали этого бога именно так, на сегодня не существует.

«Растроение» личности

Большое значение, которое имел культ Велеса для широких масс славянского населения, привело к тому, что черты этого бога сохранились в народном сознании и после принятия христианства. При этом с Велесом произошла редкая трансформация: его образ фактически разделился на три отдельных ипостаси, которые породили одного негативного персонажа и перешли к двум позитивным. Прежде всего, появилось представление о некоем демоне, бесе, который имел в себе некоторые признаки Велеса – его именовали «волосень». В некоторых случаях этот бес представлялся нечистым духом, вселившимся в медведя. Таким образом произошла оценка Велеса как языческого бога с позиции новой веры и эта оценка не могла быть положительной.

Вместе с тем позитивные функции, ранее принадлежавшие Велесу, перешли в христианскую народную традицию. Считается, что Святой Николай Чудотворец «получил» свои обязанности как покровителя благочестивому богатству, честной торговле и ведению домашнего хозяйства именно от Велеса: народ нуждался в небесном покровителе своих хозяйственных дел, и превратил в него одного из наиболее почитаемого у славян христианского святого. А восприятие Святого Власия Севастийского, жившего в III-IV веках, принявшими христианство славянами почти целиком копирует образ Велеса в одной из его характеристик. В данном случае совпали две главные черты: во-первых, созвучие имён, «Велес» и «Власий» звучат весьма похоже, так что в средние века имя «Велес», «Волос» использовали для обозначения этого святого. Во-вторых, в распространяемых житиях Святого Власия указывалось, что в числе прочих даров благодати он имел способность общаться с дикими и домашними животными. Дикие звери не нападали на него, а напротив, признавали «за своего», а диких и домашних животных Власий исцелял от разных болезней. Разумеется, такое совпадение не могло пройти незамеченным и на Святого Власия были перенесены традиционные черты Велеса как «скотьего бога». Такая идентификация привела к дилетантской трактовке современных неоязычников, будто бы на Руси существовали роскошные храмы в честь языческого Велеса: на самом деле были христианские церкви, посвящённые Святому Власию.

Александр Бабицкий


 
Самое обсуждаемое
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи