Обереги: главный принцип – «хуже не будет» - Славянские

славянские обереги

Славянские обереги: такой древний и такой современный орнамент…

Сложно сказать, то ли языческое мировоззрение в самом деле пользуется такой широкой и всё более растущей популярностью среди населения постсоветского пространства, то ли сторонники этого мировоззрения настолько активны в продвижении своих взглядов. Но только становится всё меньше сфер нашей жизни, в которых, по уверениям новоявленных специалистов по фольклору и народным традициям, не было бы чёткого следа «исконного языческого уклада жизни наших предков». Вот и фольклорные орнаменты уже вовсю записывают в славянские обереги…

 

Поспешные выводы обычно неверны

Мысль о том, что древние славянские орнаменты, сохранившиеся до наших дней в основном в виде вышивки на традиционных народных костюмах и предметах домашнего быта, являются отображением языческих магических ритуалов, не нова. К выводу о том, что эти орнаменты выполняли функцию оберегов, подталкивают сразу несколько соображений. Прежде всего, орнаменты практически всегда носили ритуальный характер, их не вышивали на повседневной одежде, в которой люди работали или занимались обыденными делами. Одежда или вещи со славянским орнаментом это практически всегда атрибут особый – его наносили либо на свадебные вещи, либо на те вещи, которые отдавались невесте в приданное, либо на некие покрывала, скатерти или полотенца, которые вешались в доме в качестве оберега.

Так же орнамент наносился на те вещи, которые использовали в погребальных обрядах или при украшении «красных углов» (сначала с языческими идолами, затем с православными иконами). Таким образом, очевидно, что славянский орнамент - это элемент магический, оберег. Другое дело, что особенности исторического развития славянских народов таковы, что истинное значение различных элементов орнамента до наших дней фактически не сохранилось. Тысячелетняя история христианства у славян не могла не привести к тому, что уже сто-двести лет назад народный орнамент воспринимался населением уже как декоративная составляющая жизни, без особой смысловой нагрузки. Поэтому появившиеся ныне подробные «расшифровки» орнаменты с приведённым на сотни символов значениями это не более чем предположения, редко основанные на серьёзных научных исследованиях. Обычно эти современные версии базируются либо на собственных измышлениях по аналогии с другими языческими системами или восточными образцами, либо на чистой фантазии, либо на ссылках на не слишком авторитетных в этой сфере учёных. Так что тема славянского орнамента как оберега это, безусловно, увлекательно и заслуживает внимания, но и об объективности забывать не стоит.

Орнамент – это образ мышления

славянские оберегиОсобая сложность в понимании современными людьми дошедших до нас славянских орнаментов в качестве ритуальных символов и оберегов заключается в древности и уникальности самого такого явления, как орнамент. Дело в том, что орнамент в человеческой культуре возник в первобытные времена, за десятки тысяч лет до письменности. Есть свидетельства, хотя и подвергающиеся сомнениям, что орнамент был известен уже неандертальцам, не то что людям современного типа. Орнамент стал первой графической системой выражения представлений человека о мире, о законах его существования и о своём месте в нём. Эти представления развивались на протяжении многих тысячелетий, как развивался в техническом и визуальном плане и сам орнамент, отчасти сохраняя первоначальные значения тех или иных символов, но чаще заменяя их новыми смыслами.

В этом и главная сложность современной интерпретации древних орнаментов: те символы, которые кажется однозначными современным людям, для их предков могли означать совершенно другое. Например, ряд узоров ныне трактуется некоторыми как элементы языческой мифологии – мировое древо, солярные (солнечные) символы, атрибуты тех или иных богов и так далее. При этом другие исследователи при взгляде на эти же узоры видят нечто совсем иное или находят свидетельства того, что подобные узоры в других традиционных культурах либо значили нечто совершенно иное, либо вообще появились совсем недавно как исключительно художественные элементы. То, что славянский орнамент на одежде и бытовых предметах выполнял функцию оберега, не вызывает сомнений – сомнения вызывают его современные трактовки.

Крестики, кружочки, уточки – это всё не просто так…

В качестве примеров современных истолкований славянских орнаментов как оберегов можно привести трактовки некоторых символов, сохранившихся до наших дней преимущественно в народной вышивке. Например, некоторые «специалисты» уверенно заявляют, что женская фигура с поднятыми руками это якобы символ языческой богини плодородия и женского начала Мокоши, а женская фигура с опущенными руками это якобы символ языческой богини любви и весны Лады. И это при том, что учёные считают фактически доказанным, что никакой богини Лады в славянском пантеоне не существует, что этот персонаж был искусственно введён в литературную традицию гораздо позже.

Или другой пример – так называемые «уточки с конскими головами». На самом деле нет единого мнения о том, являются ли головы у изображённых на вышивке птиц конскими или это вполне птичьи головы – но на основе этого субъективного мнения («нам показалось, что это конские головы») делаются далеко идущие выводы, что это вроде как символы круговорота энергии в природе. И в качестве доказательства приводятся «древние» славянские сказания о том, что солнечную колесницу по небосводу днём несут лошади, а ночью утки. Хотя нет никаких достоверных свидетельств, что у славян до принятия ими христианства действительно были подобные представления о солнечном круговороте. Ну, а уж такие истолкования, как «волнистая линия – символ воды», «спиральный узор – символ мудрости», «треугольник – символ человека» – и вовсе не имеют никакого конкретно-исторического обоснования.

Читать дальше В деревянной резьбе

 
Самое обсуждаемое
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,