Защитные мантры: и в XXI веке люди верят в заклинания

защитные мантрыСовременный оккультизм, проникший во многие сферы жизни благодаря средствам массовой информации, использует именно понятие мантры для пропаганды своей идеологии. Особенно востребованы и популярны защитные мантры: человеку даже в третьем тысячелетии не чуждо желание иметь в своём арсенале магическое заклинание «на всякий пожарный».

alt

Мантра – это не шутки

При изучении темы мантр легко обнаружить, что вообще-то эти священные тексты-заклинания («мантра» в переводе с санскрита означает как раз «волшебство», «заклинание») традиционных индийских религий не имеет непосредственного защитного назначения. Подход современного западного человека к духовным традиционным практикам различных народов или цивилизаций одинаков. Большинство наших современников желает, чтобы им предоставили чёткую и конкретную последовательность слов и действий, которые магическим образом исполнят их желания. При этом им абсолютно всё равно, будут ли это христианские молитвы и зажжённые в храмах свечи или индуистские, буддистские и джайнистские мантры. Но на самом деле всё, как обычно, несколько сложнее.

 
 

Мантры - это дошедший сквозь несколько тысячелетий остаток древнейшего религиозного слоя арийской культуры.

 

По сути мантры это трансформировавшиеся магические заклинания родом из анимизма, тотемизма и прочих первобытных магических систем верований. В сложных индийских религиозных практиках они превратились в духовно-практические звуки, слова, предложения, через которые произносящий их человек соединяется с Всемирным разумом. Посредством этого человек может продвигаться в познании божественных истин, перед ним должны раскрываться секреты мироздания.

Мантры - это инструмент религиозного познания и духовного самопознания, через повторение определённых мантр строго оговорённым образом человек должен очищать свою душу. И лишь побочным результатом этого процесса может стать получение человеком сверхъестественных способностей и воздействия на окружающих людей и предметы при произнесении мантр.

alt

Чего в мантре больше: защиты или угрозы?

мантры для защитыНе случайно все индийские традиционные религии накладывают строгие запреты на самостоятельное и произвольное чтение и произнесение мантр. Так, в индуизме считается, что лишь представители трёх высших варн (то есть каст), за исключением четвёртой варны слуг и наёмных работников, могут декламировать мантры. А в буддизме считается, что каждый, кто читает мантры без санкции специального гуру, духовного наставника, тот накличет на себя беды и лишения, на своих родителей болезни, а его дети забудут о нём. Поэтому странно наблюдать многочисленных современных оккультных тренеров и наставников, заявляющих о своей многолетней учёбе духовному совершенству у гуру в Индии. В таком случае они бы не собирали бы многолюдные залы обещаниями научить всех желающих за небольшую сумму могущественным защитным, оздоровительным, просвещающим и прочим мантрам. Так как с точки зрения традиционных индийских религий не-индийцы просто не могут «работать» с мантрами, потому что в своём положении они даже хуже, чем шудры, представители четвёртой варны.

Даже если оставить за скобками недемократичный и нетолерантный характер подлинных восточных духовных практик, придётся столкнуться с тем, что отдельных защитных мантр как заклинаний, гарантирующих полное благополучие, не существует. Большинство мантр сосредоточено на сфере духовного прозрения, познания религиозных истин, прославления различных богов за их милости и за сотворение мира. Самые знаменитые на Западе восточные мантры, «Ом» и «Харе Кришна», к защитным функциям не имеют отношения. Первая из них является символом триады Брахма, Шива и Вишну и задействуется для духовного сосредоточения, чаще всего перед началом медитационных упражнений. Вторая, состоящая из 16 слов, предназначена для перемещения духовного внимания с материальной составляющей жизни на трансцендентальную часть бытия, а затем, в идеале, и для достижения «чистой любви» к Кришне.

Разумеется, некоторые из мантр (а их в индуизме, буддизме и джайнизме создано великое множество, на все случаи жизни и даже больше) могут использоваться для защиты. Так, буддийская мантра «Ом мани падме хум», являющаяся одной из ответвлений «великой мантры Ом», наряду со многими другими своими значениями описывается как защитная. Правда, защита её носит специфический характер: она призвана защищать живые существа от рождения в шести низших мирах сансары. Учитывая то, что мир людей находится как раз посередине этих низших миров, получается, что целью эксплуатации данной мантры является не-рождение души в человеческом теле в следующем цикле перерождения.

В индуизме существует мантра Махамритьюмджая-мантра или Трьямбака-мантра, одна из древнейших в этой традиции. Легенды говорят о том, что эта мантра может быть использована для спасения от смерти в экстремальных ситуациях. Однако более желательно практиковать декламацию данной мантры постоянно, чтобы тем самым изменить свою духовную структуру, которая будет как бы отпугивать смерть.

alt

То, что мы принимаем за мантры

Всё вышеописанное вовсе не означает, что в индийской духовной традиции нет никаких защитных заклинаний. Они существуют – вот только называть их мантрами в большинстве случаев некорректно и неправильно. Речь идёт о кавачах, специальных индуистских защитных гимнах. Они имеют также древнее происхождение и возникли как некое вспомогательное религиозное средство. Мантры нужно было читать для самопознания, духовного просветления и тому подобного. Однако на этом пути человеку могли помешать самые разные обстоятельства, включая происки злых божеств, демонов, агрессивных людей и прочие неблагоприятные внешние обстоятельства. Чтобы ликвидировать подобные препятствия, индуисты прибегали к помощи богов посредством именно этих защитных гимнов, кавачей.

В кавачах призывалось имя либо конкретного бога, на чью помощь человек рассчитывал в данной определённой ситуации, либо имена основных богов, которые должны были поспособствовать оптимальному разрешению возникшей проблемы. При этом особенно подчёркивалось, что кавачи, как и мантры, требовали особого духовного состояния, их нельзя было просто так выпалить в экстремальный момент и рассчитывать на то, что всё пойдёт лучшим образом. Указывалось, что успешное использование кавачей требует налаживания крепкой и прочной связи по трём каналам.

  • Во-первых, между практикующим, то есть читающим защитный гимн, и Вселенной.
  • Во-вторых, между Вселенной и тем божеством, к помощи которого взывает человек.
  • В-третьих, между призываемым божеством и практикующим, просящим его о защите и подмоге.

Это означало, что человек должен заранее привести своё духовное состояние в такой вид, в котором было бы возможно его общение с богом. Не случайно существует строгий запрет на самовольные декламации кавачей без санкции духовного наставника и в произвольном порядке. Иначе, с точки зрения индуизма, вред для человека будет куда более серьёзным, чем та защита, что он рассчитывал получить.

Александр Бабицкий


 
Самое обсуждаемое
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,