Реинкарнация в христианстве: открытие или фальсификация?

реинкарнация христианствоОбычно реинкарнацию, то есть идею переселения души из одного тела в другое, упоминают в связи с восточными религиозными традициями, прежде всего индуистскими. Однако в последнее время значительно активизировались сторонники мнения о том, что реинкарнация свойственна и христианству, а официальная позиция основных христианских церквей не соответствует изначальному содержанию этой религии.

Что гласит официальная традиция

Что касается официальной позиции традиционных христианских конфессий, к каковым большинство специалистов не причисляют протестантские течения, появившиеся в результате Реформации в XVI веке, и уж тем более неопротестантские группы, то она едина и определённа. Согласно ей, идея реинкарнации чужда самой сути христианства, самому смыслу учения о том, что Бог воплотился в Иисусе Христа и своей жертвой на кресте искупил грехи всего человечества. Главный посыл христианства состоит в том, что человеку дан единственный шанс на спасение – следовать в своей жизни примеру Христа, соблюдать заповеди и бороться с грехами. Никаких других шансов на «работу нал ошибками» у человека нет: и если он жил или хотя бы искренне старался жить праведно и каяться в своих грехах, значит, на Страшном Суде ему будет дарована жизнь вечная в Царствии Небесном. Если же человек избрал другую дорогу, то Страшный Суд станет моментом отсчёта его вечного пребывания в аду.

В таком случае реинкарнация как принцип множественного возвращения души в материальный мир в новых телах никак не сочетается с христианством, ведь она фактически констатирует возможность в данном воплощении вести себя как угодно, зато в следующем можно взяться за ум и начать лепить себе хорошую карму. Идея переселения душ была хорошо известна уже в начале нашей эры в языческой философии Римской империи, поэтому с ней вынуждены были дискутировать уже ранние христианские богословы, которые прямо называли её антихристианской. Поэтому, согласной официальной позиции традиционного христианства, говорить о том, что на раннем этапе этой религии реинкарнация была её частью, нельзя: да, ранние богословы уделяли внимание идее переселения душ, но лишь как отвергаемому языческому заблуждению. Боле того: само возникновение этой концепции связывалось с лживым обещанием сатаны Еве и Адаму в Эдемском саду, что они не познают смерти, если вкусят запретный плод.

Ссылки на Библию

Впрочем, нужно обратить внимание на то, что у сторонников мнения, будто бы раннее христианство признавало реинкарнацию, есть аргументы и помимо мимолётных упоминаний в трудах ранних Отцов Церкви. Прежде всего, это несколько мест в Новом Завете, которые были интерпретированы как явное или скрытое указание на переселение душ. Наибольший интерес с этой точки зрения вызывает текст в Евангелии от Матфея, в котором Иисус говорит ученикам, что Иоанн Креститель это пророк Илия, который, согласно ветхозаветным предсказаниям, должен снова явиться на землю с небес перед пришествием Мессии. Сама идея того, что кто-то способен спустя столетия после своей земной жизни снова явиться на землю в материальном облике, рассматривается как недвусмысленное указание на возможность переселения душ, к тому же подтверждённое самим Христом.

Также в духе признания принципа реинкарнации трактуются два места из Евангелия от Иоанна: в одном из них ученики задают Христу вопрос о слепорождённом человеке, за свою ли вину он несёт наказание или за вину своих родителей. Хотя Иисус ответил, что этот человек не несёт никакого наказания, здесь рассматривается сам вопрос: если говорится о возможной вине самого человека ещё до его рождения, следовательно, он и совершил какое-то преступление ещё до рождения, то есть в прошлой жизни. Второе место - в беседе Спасителя с Никодимом, главное содержание которой состоит в прямом, казалось бы указании на переселение душ: что для обретения Царствия Небесного человеку требуется заново родиться.

Богословское толкование спорных отрывков

У христианских богословов имеются собственные аргументы против прочтения указанных и некоторых других отрывков Нового Завета в духе идеи реинкарнации. Что касается упоминания Христом того, что Иоанн Креститель есть пророк Илия, который, как и было предсказано, явился возвестить о пришествии Мессии, то в нём не учитывается несколько важнейших моментов. Во-первых, в ветхозаветной традиции не сказано, что Илия умер, говорится о том, что он был взят на небеса. Следовательно, говорить о переселении души Илии из одного тела в другое, Иоанна Крестителя, нельзя – он ещё не расстался с «прежним». Во-вторых, сам Креститель отрицает, что он есть пророк Илия, когда ему задают прямой вопрос об этом, а Иисус говорит о том, что Иоанн проповедует «в духе и силе Илии». Слово «дух» в ветхозаветной, а затем и христианской традиции не тождественен понятию «душа» - это снисходящее от Бога особое озарение. То есть озарение Крестителя было сродни озарению Илии. В-третьих, по предсказанию Илия вместе с Моисеем должны будут придти на землю перед Мессией и его Страшным Судом – и по этой причине Креститель не мог быть Илией, Илию нужно ждать перед Вторым Пришествием Христа.

Относительно отрывка о слепорождённом толкование в пользу реинкарнации тоже представляется скоропалительным. Дело в том, что и Иисус отверг возможность страданий этого человека за свою некую прежнюю вину, и спрашивавшие его об этом люди вряд ли имели в виду возможность прошлой жизни слепорождённого. Ветхозаветное иудейское богословие рассматривало в качестве весьма вероятного уже наличие у ребёнка во чреве матери определённых душевных движений и нравственного поведения. Так, было весьма распространено толкование сюжета вражды близнецов Исава и Иакова, сыновей Исаака, в том плане, что эта вражда началась ещё в утробе матери, где Исав якобы пригрозил Исааку, что убьёт мать, если Исаву не будет уступлено право первородства. Вероятно, из подобного допущения и исходили спрашивавшие у Иисуса о слепорождённом люди. По поводу же ответа Христа Никодиму о необходимости нового рождения для Царствия Небесного богословы заявляют, что это сугубо символическое рождение, но никак не пропаганда реинкарнации. Для обретения Царствия Небесного нужно отбросить свою прежнюю жизнь, преисполненную грехов, очиститься через крещение и родиться в новой жизни «во Христе», то есть исполняя заповеди Христа, и, прежде всего, о любви к ближним как к самому себе.

Александр Бабицкий


 
Самое обсуждаемое
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи