Охота на ведьм: средневековый холокост - Бенедиктинцы и францисканцы

охота на ведьм бенедиктинцы францисканцы

Бенедиктинцы

Святой Бенедикт основал свой орден в 528 году, собрав вокруг себя большое количество высокообразованных христиан. В самом имени святого зашифрован некий тайный призыв: «Придите ко мне, встаньте под крест мой и обретете знание, которое пребудет с вами».

 

Орден бенедиктинцев стал первым монашеским орденом, созданным Римской католической церковью. Еще за 1000 лет до сожжения ведьм они усердно трудились, часто преодолевая серьезное сопротивление, чтобы насадить иудео-христианство в Западной и Центральной Европе. В этом процессе из отдельных племен создавались новые государства, появлялись новые языки.

Бенедиктинцы были первопроходцами, действующими во имя великой цели создания европейского континента, однако редко брали во внимание такие будничные, но важные вопросы искоренения остатков древних верований людей, которые проживали на территориях, охваченных их вниманием. Находились и те, кто упорствовал и не желал принимать новую веру и отказываться от своего языка. Чтобы довести до конца дело евангельского просвещения «темных» народов, нужны были другие монахи, обладающие иной ментальностью.

Имена членов ордена бенедиктинцев встречаются во многих документах, свидетельствующих о судах над ведьмами, однако это вызвано скорее их исторической ролью в деле обращения народов Западной Европы в иудео-христианство. Им сопротивлялись приверженцы жреческой религии и представители духовенства друидов, несколько меньшее противодействие оказывали ирландские евангелисты-гностики, но только не «ведьмы», которых на тот момент еще не «изобрели». К их чести следует сказать, что бенедиктинцы решили не марать себя тем, что впоследствии назвали охотой на ведьм, это страшное бремя возложили на себя доминиканцы и францисканцы.

Францисканцы

охота на ведьм бенедиктинцы францисканцыБратья-францисканцы представляли собой разношерстную группу, состоящую из городских бродячих проповедников, которые, как правило, выглядели весьма неопрятно и потрепано.

Они почти не отличались от пророков с безумным взором, которых нередко можно было встретить скитающимися по сельским территориям европейских стран, в частности, Франции. Однако, нет ничего удивительного в том, что со временем из них сформировался вполне организованный монашеский орден европейского уровня. Их богословское рвение и слишком скудное образование сделало их идеально подходящими для дела «промывания мозгов» народу, для внушения людям опасности, якобы исходящей от ведьм, которые собираются на свои шабаши и отвергают и извращают все добродетели, признанные в обществе.

И вновь, предназначение ордена зашифровано в самом его названии: «Уничтожение ереси требует упорства и терпеливого назидания, осуществляемого братством».

Разумеется, имени Святого Франциска орден был удостоин уже после того, как сформировался. Во многих исторических книгах можно встретить упоминание о том, что в 1209 году папа Иннокентий III позволил Святому Франциску Ассизскому создать братство, цель которого – проповедь и епитимья.

Но дело обстояло несколько иначе. Многие папы, носившие имя Иннокентия (буквально – невинный), оказались не столь невинными, как хотели выглядеть в глазах мира. Появление печально известного и ненавидимого миром «Молота ведьм» с его беспощадными наставлениями, сделало Иннокентия VIII самым жестоким из пап.

Существовало три разновидности францисканцев:

  • зелоты, настаивавшие на соблюдении примитивных правил тотальной бедности. Впоследствии некоторые из них стали капуцинами.
  • лаксисты, допускающие некоторое смягчение наказаний.
  • модераты, выступавшие за структуру, которая позволяла своего рода коммунальную собственность. Впоследствии братства Парижа и Оксфорда преобразовались в богословские школы.

охота на ведьм бенедиктинцы францисканцыКак оказалось, францисканцы принимали активное участие в процессах против ведьм, они собирали или фабриковали свидетельства, предоставляя их в различные суды (включая Логроньо в Испании), несмотря на то, что для этой деятельности им приходилось приостанавливать свою проповедь. В качестве вещественных доказательств в судах над ведьмами они представляли «разделанных лягушек» и «составленные ведьмой целебные мази».

Они следили за потенциальными «ведьмами», обо всех их действиях докладывали властям. Не гнушались они и таким неблаговидным делом, как выбивание признаний, особо отличился в нем монах Фрей Хуан де Ладрон. Он непосредственно участвовал в охоте на ведьм в Алаве, будучи на то время одним из особых эмиссаров Инквизиции.

Он донес Мартину Лопесу де Лазаррага, священнику города Ларреа о трех женщинах, якобы являющихся «ведьмами», помогал духовному лицу связать женщинам руки и накинуть веревки на шею, а затем угрожал отправить их Логроньо, если они не сознаются в ведьмовстве. Признания были получены самым жестоким способом, однако женщинам удалось сообщить Салазару обо всем произошедшем. Лазаррага был назначен членом комиссии Инквизиции, он сумел внушить одной из женщин идею оговорить шестерых ни в чем не повинных местных священнослужителей и обвинить их в ведьмовстве. В результате множество людей подвергались пыткам, пока не признались во всем, чего требовали от них монахи. Одна из женщин, Марикита де Атаури, глубоко раскаявшись в том, что обрекла на муки совершенно невиновных людей, утопилась в реке неподалеку от собственного дома. Самым искусным в деле добывания признательных показаний стал брат-францисканец Фрей де Ладрон. До сих пор существуют письменные свидетельства того, как францисканцы выбивали из обвиняемых показания и предъявляли их трибуналам, присовокупив к ним образцы снадобий, составленных «ведьмами».

Такова самая отвратительная страница в истории этого братства.

Читать дальше Доминиканцы

 
Самое обсуждаемое
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,