Крестоносцы: святые или разбойники? - История

история крестоносцев

История крестоносцев

Разумеется, главная составляющая истории крестоносцев это крестовые походы и прочие военные операции, так или иначе связанные с крестовыми походами. Однако только этим история крестоносцев не исчерпывается, так как в ней было и немало других феноменов: это и само религиозно-нравственное движение за освобождение Святой земли, и организация на Ближнем Востоке и в других регионах собственных государственных образований...

Крестовые походы как зеркало средних веков

история крестоносцевСуществует устойчивая историческая традиция изображать крестоносцев исключительно как алчных завоевателей, которые свои грабительские мотивы (получение новых земель и добычи) прикрывали некими религиозными лозунгами. Однако исследования показывают, что в основе крестовых походов лежал сложный комплекс религиозных и нравственных представлений, которые и послужили первым мотивом для появления самого явления «крестоносцы».

Средневековое сознание было в первую очередь религиозным и в этом сознании присутствовало множество линий. Крестоносцы стали порождением сразу нескольких идей. Среди них выделяется представление средневекового европейского христианина, что человек является лишь странником на земле, земная жизнь это лишь временный эпизод в вечной жизни. Поэтому такое распространение получило явление паломничества как путешествие с целью обретения истины и спасения души. Так что далёкое путешествие с душеспасительными целями было для человека того времени естественным и понятным занятием.

 

Кроме того, большое значение имели представления об Иерусалиме, то есть месте Страстей Христовых, как земном отображении Небесного Иерусалима, то есть Царствия Божьего.

 

Реальный Иерусалим воспринимался как точка в земном существовании, где земное и небесное наиболее близки друг к другу и где можно с наивысшей вероятностью получить откровение и вдохновение свыше. Это стремление к Иерусалиму соединилось с эволюцией представлений о священной войне. Если первые христиане к войне и вообще к насилию относились резко отрицательно, то затем появилось понятие о справедливой войне, в которой человек защищает свою жизнь и, самое главное свою веру.

Противостояние с мусульманами на Пиренейском полуострове укрепило понятие о священной войне - теперь вооружённое противостояние иноверцам воспринималось как священная обязанность христианина. Именно поэтому призыв с оружием в руках защитить Иерусалим и Гроб Господень от посягательств иноверцев получил такой широкий отклик в европейском обществе конца XI века. Крестоносцами становились не только феодалы и рыцари, но и сотни тысяч простолюдинов. В действительности, с точки зрения идеологии крестоносцев, настоящим крестовым походом был лишь Первый крестовый поход (1096-1099), когда целью было освобождение Иерусалима. Последующие крестовые походы руководствовались самыми разнообразными политическими и экономическими соображениями, отодвинувшими религиозно-нравственную составляющую на третий план.

Государства крестоносцев

история крестоносцевСуществует мнение, согласно которому Папскую область, то есть государство папы римского, предшественницу современного Ватикана, нельзя считать единственным государством в истории христианства, имевшим религиозное происхождение. Сторонники этой позиции полагают, что государства крестоносцев, созданные как в результате крестовых походов, так и вне зависимости от них, также следует относить к данной категории - как государственные образования, появившиеся по религиозному принципу. Действительно, после Первого крестового похода на Ближнем Востоке появилось несколько государств, основанных предводителями крестоносцев: графство Эдесса, княжество Антиохия, Иерусалимское королевство (и её вассальные княжество Галилеи, графство Яффы и Аскалона, Трансиордания и сеньория Сидона), графство Триполи.

Но академическая историческая наука полагает, что эти государства были обыкновенными феодальными государственными образованиями, характерными для Средних веков. Они создавались не для религиозных целей, не для защиты христианских святынь в Палестине, а для удовлетворения стремления крупных европейских феодалов к созданию собственных государств, в которых, в свою очередь, феодальные наделы раздавались другим рыцарям-крестоносцам. Аналогичная ситуация была и с Кипрским королевством, основанным в ходе Третьего крестового похода, и с несколькими государствами, появившимися на месте европейских владений Византийской империи в ходе Четвёртого крестового похода и взятия крестоносцами Константинополя. Латинская империя. Королевство Фессалоники, герцогство Афинское, княжество Ахейское - всё это были, по сути, феодальные владения западных (прежде всего французских) аристократов, силой завоёванные на христианских землях.

 

Так что никакой религиозной подоплёки в формировании этих государств крестоносцев не было.

 

Более спорным являются такие государства крестоносцев, как Орден госпитальеров и Тевтонский орден. Дело в том, что эти духовно-рыцарские ордена сумели обзавестись собственными землями и фактически создать свои государства: госпитальеры сперва на острове Родос, затем на Мальте, а тевтонцы - в Пруссии. Так как эти государства являлись духовно-рыцарскими орденами, то религиозно-политические задачи (борьба с иноверцами, обращение в христианство язычников, расширение сферы влияния Католической церкви) у них действительно присутствовали.

Читать дальше Орден

 
Самое обсуждаемое
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи