Крестоносцы: святые или разбойники?

крестоносцыКрестоносцы, то есть участники вооружённых крестовых походов на Святую землю (Палестина), стали одной из важнейших составляющих средневековой европейской цивилизации. Именно поэтому они вызывают интерес до сих пор не только с исторической или военной точек зрения, но и как своего рода культурный феномен. Между тем нередко остаётся в стороне тот факт, что крестоносцами являлись не только феодалы-рыцари или профессиональные воины, но и все те, кто воспринял призыв к освобождению Святой земли.

 

Папа плохого не скажет…

крестоносцыК концу XI века в Старом Свете сложилась сложная геополитическая обстановка: папа римский испытывал сложности с европейскими монархами, как минимум двое из которых (французский король и германский император), вступили с ним в открытую конфронтацию. С другой стороны, Византийская империя находилась в сложном положении - с Востока её теснили воинственные турки-сельджуки. Наконец, определённые изменения наблюдались и в Палестине: в Иерусалиме, где находились христианские святыни и в первую очередь Гроб Господень, господство также получили турки. И если с арабами-мусульманами у христианских паломников прежде не возникало проблем, то теперь в Европу стали доноситься настойчивые слухи о притеснениях христиан в Святой земле и даже об осквернении святынь.

Весь этот комплекс событий и процессов и породил крестовые походы и крестоносцев. Византийский император обратился за помощью к папе римскому, прося того стать посредником в организации военной помощи европейских рыцарей против сельджуков. Папа римский увидел в этом отличную возможность восстановить свой слегка пошатнувшийся престиж: через организацию военной помощи Византии он хотел добиться восстановления своего контроля над восточными христианами, которые, по сути, отделились от Святого престола в середине века.

Кроме того, в Европе нарастало возмущение против сельджуков в связи с множащимися слухами о притеснениях христиан в Палестине. В итоге, когда в ноябре 1095 года папа римский Урбан II прибыл на церковный собор в Клермон, здесь собралось множество светской знати. По окончании собора папа обратился с призывом совершить военный поход против иноверцев, захвативших Иерусалим, освободить Гроб Господень и избавить от притеснений христиан. Папа пообещал участникам похода отпущение грехов и, в качестве награды за богоугодное дело, рай в загробной жизни. Так начались крестовые походы и появились крестоносцы.

Крестоносцы - рыцари и не только

крестоносцыВ учебниках истории, особенно школьных, можно прочитать живописные описания того, как многие из слушателей речи Урбана II, воодушевлённые его призывом к святому делу, тут же, в Клермоне, нашивали на свои одежды кресты в знак готовности отправиться в крестовый поход и называли сами себя крестоносцами. Религиозный энтузиазм воевать с иноверцами за Гроб Господень действительно присутствовал и многие действительно наносили на свои одежды кресты - вот только о «крестовых походах» и «крестоносцах» тогда никто не говорил.

Дело в том, что в Средние века не использовались сами эти выражения: «крестовый поход» как обозначение военного похода в Святую землю и «крестоносец» как обозначение его участника. И «крестовые походы», и «крестоносцы» - это изобретение европейских историков XVII-XVIII веков, которым нужны были какие-то современные им термины для обозначения этих явлений. То, что ныне называется крестовыми походами, их участники и современники именовали по-разному - поход в Иерусалим, путь или странствование в Святую землю, паломничество ко Гробу Господню, путь по стезе Господней и так далее. «Крестоносцы» именовались также по-разному: воины Христовы, иерусалимцы, народ Божий и тому подобное.

 

Крестоносцы состояли из двух категорий участников крестовых походов.

 

Первая всем хорошо известна - это рыцари-феодалы, основа и элита средневековой армии. Правда, и здесь нужно помнить, что рыцари, становившиеся крестоносцами и отправлявшиеся в военный поход против иноверцев, были двух типов. Прежде всего, это было бедное рыцарство, профессиональные военные, не имевшие своего имущества (в основном младшие сыновья в дворянских семьях, не получавшие никакого наследства). К ним Урбан II обратился с призывом позабыть свои стеснённые обстоятельства и прошлые преступления и идти в крестовый поход, во-первых, для получения прощения своих грехов и обретения рая, во-вторых, из расчёта получить добычу в богатых краях Востока. Дело в том, что бедное рыцарство было основным дестабилизирующим элементом европейского общества того времени: обладая оружием и военными навыками, оно зарабатывало себе на жизнь обыкновенными грабежами.

Вторая часть рыцарей это были крупные феодалы, обладавшие солидным богатством и множеством вассалов, но в Европе не имевшие возможности для реализации своих властные амбиций. Они вступали в число крестоносцев, рассчитывая захватить на Востоке земли и основать собственные государства. Но крестоносцами, во всяком случае в Первом крестовом походе, были не только рыцари, это были ещё и огромные толпы простолюдинов и бедняков. Они были воодушевлены проповедью аскета Петра Амьенского, который призывал их к благому делу и обретению Царствия Божьего, и обещаниями Урбана II. Этой категории папа римский обещал избавление от европейской нищеты и притеснений: так как на отвоёванных от иноверцев благодатных землях можно будет начать новую жизнь, сытную и плодовитую.

Читать дальше История

 
Самое обсуждаемое
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,