Создатели славянской азбуки: варианты без сенсаций

создатели славянской азбукиКирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки. Об этом знают практически все, правда, зачастую путают славянскую азбуку и русскую азбуку, но это уже нюансы. А вот об обстоятельствах жизни великих христианских проповедников и просветителей большинство из нас не знают практически ничего. Необходимо устранить эту историческую и культурную несправедливость, чтобы мы имели хотя бы примерное представление о жизни и деятельности людей, сыгравших огромную роль в становлении государственности у многих восточнославянских народов.

alt

Один монах – учёный, другой монах - солдат

Кирилл и МефодийПо имеющимся биографическим данным, братья Мефодий и Константин родились в византийском городе Фессалоники (современные греческие Салоники), первый в 815 году, второй в 827 году. Они были соответственно старшим и младшим из семерых сыновей своего отца Льва, происходившего из знатного рода и занимавшего офицерскую должность. Важно, что Фессалоники были в ту эпоху двуязычным городом, большинство жителей которого одинаково бегло разговаривали как на греческом, официальном языке империи, так и на солунском диалекте славянского языка – окрестности города были густо населены славянами. Таким образом, братья с детства прекрасно знали славянский язык и владели им на уровне урождённых носителей языка. Кстати, это обстоятельство является основой дискуссий между болгарскими и греческими историками, какой национальности были Мефодий и Константин.

 

В любом случае оба брата добились блестящих успехов на мирском поприще. Мефодий первоначально пошёл по стопам отца и поступил на военную и государственную службу, в итоге достигнув поста стратига, губернатора одной из провинций. Константин выбрал стезю учёного – и к весьма молодому возрасту, ещё до 30 лет, получил репутацию одного из самых блестящих умов империи. Однако в итоге оба брата выбрали духовную стезю: Мефодий постригся в монахи – и до сих пор нет ясности, совпадает ли его «гражданское» имя с монашеским, есть версия, что при крещении он был назван Михаилом. Константин принял священнический сан, чтобы оградиться от мирской суеты. Известно, что первой международной миссионерской миссией Константина была поездка ко двору кагана, повелителя Хазарского каганата, где он участвовал в теологическом диспуте с представителями иудаизма и ислама.

Достоверно зафиксировано, что диспут не привёл к введению христианства в Хазарии: христианские источники говорят, что Константин победил в споре, но это не убедило кагана. Другие данные свидетельствуют, что более привлекательными оказались доводы раввина.

Константин скоропостижно скончался в 869 году, находясь в Риме, незадолго до смерти приняв монашеский постриг с именем Кирилл, под которым и вошёл в историю. Мефодий же прожил до 885 года, к моменту смерти зарекомендовав себя как одного из выдающихся миссионеров среди славянских народов. Мефодий, несмотря на противодействие немецких епископов, ориентированных на Римского Папу, активно продвигал введение богослужения на славянских языках и был возведён в сан архиепископа Моравии и Паннонии.

alt

Может быть, кириллицу создали не Кирилл и Мефодий – но сенсации нет…

Кирилл и Мефодий создатели азбукиОтносительно главного культурного деяния Кирилла и Мефодия, создания славянской азбуки, существует две основные версии, в общем и целом не исключающие друг друга. Согласно первой, Кирилл, тогда ещё Константин, получил в 862 году поручение от византийского императора составить азбуку, отражавшую бы фонетическую систему славянского языка. О содействии в этом императора попросил моравский князь Ростислав, который пытался противостоять мощному немецкому влиянию на своих землях. Для отстаивания независимости Ростиславу нужно было культурное оружие – проповедь христианства с помощью переведённой на славянский язык Библии. Таким образом князь рассчитывал снизить влияние немецкого духовенства, имевшего монополию на церковное просветительство, осуществлявшее на латыни.

По второй версии, создание славянской азбуки связано с христианизацией Болгарии. Вернее, Болгарского ханства, так как до середины IX столетия во главе болгар стоял именно хан. Так сложилось, что при дворе византийского императора в качестве заложницы находилась сестра хана Бориса. Она приняла христианство и по возвращении на родину убедила брата последовать её примеру. Борис принял крещение и обратился к императору с аналогичной просьбой: составить славянскую азбуку для ведения обращения болгар в христианство на родном языке. В 863 году эту миссию выполнили Константин, Мефодий и их единомышленники и ученики, что отражено в исторических источниках того времени.

 

Данные две версии вызывают ряд вопросов, однако не исключают работы Константина, Мефодия и их «научной группы» сразу по двум направлениям, то есть по составлению азбуки как для болгар, так и для моравского князя.

 

Также в современной науке существует обретающая все более реальные очертания версия, согласно которой Константин и Мефодий были непосредственными создателями только первого варианта славянской азбуки, глаголицы. Второй же вариант, кириллица, получивший в дальнейшем путёвку в жизнь и ставший основой письменности для восточнославянских народов, приписывают Клименту Охридскому, ученику братьев. Многие учёные разделяют эту гипотезу, хотя она и не получила на данный момент общепризнанного характера.

Однако даже в случае справедливости данного предположения суть вопроса и значение работы Константина (Кирилла) и Мефодия не меняются. Возможно, Климент Охридский, выдающийся учёный, просветитель и миссионер, действительно составил кириллицу, придав каждому звуку славянского языка определённый графический символ, то есть букву. Но даже в этом случае главную работу произвели всё-таки братья, вычленив славянские звуки и упорядочив их в единую систему, которой и стала глаголицей.

Александр Бабицкий


 
Самое обсуждаемое
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,