Художники эпохи Возрождения: люди, глазами которых мир видит красоту

художники эпохи ВозрожденияИзобразительное искусство является, скорее всего, наиболее древним видом творческой деятельности человечества – и наскальные рисунки, возраст которых определяется в десятки тысяч лет, тому доказательством. Но в восприятии современного человека настоящая живопись появляется тогда, когда рождается живопись эпохи Возрождения. Именно в этот период были сформированы эстетические, технические и семантические (то есть смысловые и образные) каноны привычного нам изобразительного искусства. Художники эпохи Возрождения в своих произведениях показали, насколько разносторонним может быть человек и мир вокруг него, и продемонстрировали, как это можно отразить визуальными средствами.

Живописцы эпохи Возрождения были настолько разнообразными, оригинальными авторами и их было настолько много, что охватить всех даже выдающихся художников просто невозможно.

 

alt

Джотто

художники эпохи Возрождения ДжоттоДжотто (1267-1337) – итальянские художники эпохи Возрождения фактически являются последователями и творческими потомками этого живописца, жившего и творившего ещё до начала Ренессанса. Именно стилистические и мировоззренческие новшества, которые внёс в свои картины на религиозные темы Джотто, показали возможность нового взгляда на живопись и на способы отображения в ней действительности.

Создавая фрески в монастырях и храмах Италии, Джотто первым отступил от символической условности, свойственной византийской иконописной школе. Он начал изображать предметы и фигуры объёмными, трёхмерными, принадлежащими физической реальности, а не духовному миру. Элементы реализма, привнесённые Джотто в религиозную живопись, стали первой ласточкой эстетики эпохи Возрождения.

alt

Мазаччо

художники эпохи Возрождения МазаччоМазаччо (1401-1427) – флорентийский художник, одна из самых ярких и трагических фигур в истории мировой живописи. В художественном планет Мазаччо продолжал и развивал то направление, которое задал Джотто. Также работая в жанре религиозной живописи, флорентиец одним из первых сумел добиться, с одной стороны, ярких индивидуальных черт, характеризующих каждого персонажа, с другой, привнёс в картины глубокий внутренний психологизм, выражавшийся не только через мимику и жесты изображённых людей, но и через тщательно выстроенную композицию, через положение фигур относительно друг друга.

Фресками Мазаччо, самой известной из которых является «Чудо со статиром», вдохновлялись последующие великие художники эпохи Возрождения. Ранняя и таинственная смерть автора была огромной потерей для искусства.

alt

Андреа Мантенья

художники эпохи Возрождения Андреа МантеньяАндреа Мантенья (1431-1506) – выдающийся художник падуанской школы, первоначально являвшийся подражателем Мазаччо, но постепенно выработавший свой особенный стиль. Неповторимой чертой живописи Мазаччо был его фирменный реализм изображения, зачастую граничащий с резкостью и грубостью. В отличие от большинства своих современников-коллег, писавших картины в мягкой идеализированной манере, Мантенья подчёркивал несовершенство изображаемых предметов и людей. Благодаря этому его произведения приобретали и особый драматизм.

Безусловным шедевром автора является картина «Мёртвый Христос», необычная композиция и глубокий, шокирующий драматизм которой продолжает поражать до наших дней.

alt

Сандро Боттичелли

художники эпохи Возрождения Сандро БоттичеллиСандро Боттичелли (1445-1510) может рассматриваться как творческий антипод Мантеньи. Для многих из нас картины эпохи Возрождения начинались со знакомства именно с невероятно нежными и воздушными произведениями Боттичелли. Особая пластичность и гармоничность линий позволяла автору создать живописный мир, одновременно очень похожий на окружающую реальность и соответствующий её законами и при этом откровенно волшебный, сказочный, потусторонний.

Два самых широко известных полотна Боттичелли, «Весна» и «Рождение Венеры», входят в число главных «брендов» всей эпохи Возрождения.

alt

Леонардо да Винчи

художники эпохи Возрождения Леонардо да ВинчиЛеонардо да Винчи (1452-1519) – наиболее известный живописец не только Ренессанса, но и всех времён и народов. Картины художников эпохи Возрождения знамениты и весьма дорого оценены экспертами в области искусств. Но ни одна из них не сравнится с легендарной «Джокондой» да Винчи: эту картину знают практически все поголовно люди Земли, а назвать её коммерческую стоимость не берётся ни один эксперт, это бесценное произведение.

Вместе с тем Леонардо был автором не только «Моны Лизы», но и множество других произведений, которые вот уже сотни лет признаны совершенными с точки зрения технического воплощения, новаторскими в плане передачи эмоций и общего настроения, загадочными и многослойными по своему символическому значению.

alt

Рафаэль Санти

художники эпохи Возрождения Рафаэль СантиРафаэль Санти (1483-1520) – этого художника в настоящее время знают несколько хуже, чем да Винчи (впрочем, это можно сказать о любом художнике). Но при своей жизни Рафаэль пользовался не меньшим, если не большим почётом у публики, собратьев по художественному цеху и заказчиков. Современники и потомки безоговорочно признают безупречность работ Рафаэля, которая сравнима, но отличается по характеру и внутреннему звучанию от безупречности Леонардо. Он был непревзойдённым мастером создания невероятно эмоциональной и даже интимной атмосферы своих картин, которые к тому же были написаны с помощью смелых цветовых и композиционных.

Бессмертный шедевр Рафаэля – «Страшный суд», в котором воплотились все его лучшие достижения и его мастерство. Но Санти также был и одним из величайших портретистов Ренессанса, умеющим предельно точно отображать не только внешний вид моделей, но и «схватывать» их характер и эмоциональное состояние.

alt

Тициан

художники эпохи Возрождения ТицианПожалуй, за звание самого искусного портретиста эпохи с Рафаэлем может соперничать разве что Тициан (1490-1576) – главный представитель венецианской школы XVI столетия. При всей гениальности портретов, созданных Рафаэлем, самые совершенные в техническом плане портреты эпохи Возрождения принадлежат кисти Тициана. При этом художник, писавший портреты почти всех выдающихся людей своего времени (они почитали за огромную честь быть увековеченными на холсте именно Тицианом и записывались к нему в очередь), не ограничивался виртуозной передачей всех деталей внешности и одежды моделей.

Тициан - это смелая, в чём-то даже экспрессивная манера письма, филигранная передача малейших цветовых нюансов, внимание ко всем деталям, отражающим психологическое состояние портретируемого, умение грамотно выбрать нужную позу и поистине режиссёрский гений в написании групповых портретов, благодаря которым зритель может понять все оттенки взаимоотношений между изображёнными. Все эти достоинства присущи не только портретам, но и жанровым полотнам Тициана, посвящённым религиозным, аллегорическим, историческим сюжетам.

Александр Бабицкий


 
Самое обсуждаемое
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,