Изобразительное искусство является, скорее всего, наиболее древним видом творческой деятельности человечества – и наскальные рисунки , возраст которых определяется в десятки тысяч лет, тому доказательством. Но в восприятии современного человека настоящая живопись появляется тогда, когда рождается живопись эпохи Возрождения . Именно в этот период были сформированы эстетические, технические и семантические (то есть смысловые и образные) каноны привычного нам изобразительного искусства. Художники эпохи Возрождения в своих произведениях показали, насколько разносторонним может быть человек и мир вокруг него, и продемонстрировали, как это можно отразить визуальными средствами.
Живописцы эпохи Возрождения были настолько разнообразными, оригинальными авторами и их было настолько много, что охватить всех даже выдающихся художников просто невозможно.
Джотто
Джотто (1267-1337) – итальянские художники эпохи Возрождения фактически являются последователями и творческими потомками этого живописца, жившего и творившего ещё до начала Ренессанса. Именно стилистические и мировоззренческие новшества, которые внёс в свои картины на религиозные темы Джотто, показали возможность нового взгляда на живопись и на способы отображения в ней действительности.
Создавая фрески в монастырях и храмах Италии, Джотто первым отступил от символической условности, свойственной византийской иконописной школе. Он начал изображать предметы и фигуры объёмными, трёхмерными, принадлежащими физической реальности, а не духовному миру. Элементы реализма, привнесённые Джотто в религиозную живопись, стали первой ласточкой эстетики эпохи Возрождения.
Мазаччо
Мазаччо (1401-1427) – флорентийский художник, одна из самых ярких и трагических фигур в истории мировой живописи. В художественном планет Мазаччо продолжал и развивал то направление, которое задал Джотто. Также работая в жанре религиозной живописи, флорентиец одним из первых сумел добиться, с одной стороны, ярких индивидуальных черт, характеризующих каждого персонажа, с другой, привнёс в картины глубокий внутренний психологизм, выражавшийся не только через мимику и жесты изображённых людей, но и через тщательно выстроенную композицию, через положение фигур относительно друг друга.
Фресками Мазаччо, самой известной из которых является «Чудо со статиром», вдохновлялись последующие великие художники эпохи Возрождения. Ранняя и таинственная смерть автора была огромной потерей для искусства.
Андреа Мантенья
Андреа Мантенья (1431-1506) – выдающийся художник падуанской школы, первоначально являвшийся подражателем Мазаччо, но постепенно выработавший свой особенный стиль. Неповторимой чертой живописи Мазаччо был его фирменный реализм изображения, зачастую граничащий с резкостью и грубостью. В отличие от большинства своих современников-коллег, писавших картины в мягкой идеализированной манере, Мантенья подчёркивал несовершенство изображаемых предметов и людей. Благодаря этому его произведения приобретали и особый драматизм.
Безусловным шедевром автора является картина «Мёртвый Христос», необычная композиция и глубокий, шокирующий драматизм которой продолжает поражать до наших дней.
Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли (1445-1510) может рассматриваться как творческий антипод Мантеньи. Для многих из нас картины эпохи Возрождения начинались со знакомства именно с невероятно нежными и воздушными произведениями Боттичелли. Особая пластичность и гармоничность линий позволяла автору создать живописный мир, одновременно очень похожий на окружающую реальность и соответствующий её законами и при этом откровенно волшебный, сказочный, потусторонний.
Два самых широко известных полотна Боттичелли, «Весна» и «Рождение Венеры», входят в число главных «брендов» всей эпохи Возрождения.
Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи (1452-1519) – наиболее известный живописец не только Ренессанса, но и всех времён и народов. Картины художников эпохи Возрождения знамениты и весьма дорого оценены экспертами в области искусств. Но ни одна из них не сравнится с легендарной «Джокондой» да Винчи: эту картину знают практически все поголовно люди Земли, а назвать её коммерческую стоимость не берётся ни один эксперт, это бесценное произведение.
Вместе с тем Леонардо был автором не только «Моны Лизы», но и множество других произведений, которые вот уже сотни лет признаны совершенными с точки зрения технического воплощения, новаторскими в плане передачи эмоций и общего настроения, загадочными и многослойными по своему символическому значению.
Рафаэль Санти
Рафаэль Санти (1483-1520) – этого художника в настоящее время знают несколько хуже, чем да Винчи (впрочем, это можно сказать о любом художнике). Но при своей жизни Рафаэль пользовался не меньшим, если не большим почётом у публики, собратьев по художественному цеху и заказчиков. Современники и потомки безоговорочно признают безупречность работ Рафаэля, которая сравнима, но отличается по характеру и внутреннему звучанию от безупречности Леонардо. Он был непревзойдённым мастером создания невероятно эмоциональной и даже интимной атмосферы своих картин, которые к тому же были написаны с помощью смелых цветовых и композиционных.
Бессмертный шедевр Рафаэля – «Страшный суд», в котором воплотились все его лучшие достижения и его мастерство. Но Санти также был и одним из величайших портретистов Ренессанса, умеющим предельно точно отображать не только внешний вид моделей, но и «схватывать» их характер и эмоциональное состояние.
Тициан
Пожалуй, за звание самого искусного портретиста эпохи с Рафаэлем может соперничать разве что Тициан (1490-1576) – главный представитель венецианской школы XVI столетия. При всей гениальности портретов, созданных Рафаэлем, самые совершенные в техническом плане портреты эпохи Возрождения принадлежат кисти Тициана. При этом художник, писавший портреты почти всех выдающихся людей своего времени (они почитали за огромную честь быть увековеченными на холсте именно Тицианом и записывались к нему в очередь), не ограничивался виртуозной передачей всех деталей внешности и одежды моделей.
Тициан - это смелая, в чём-то даже экспрессивная манера письма, филигранная передача малейших цветовых нюансов, внимание ко всем деталям, отражающим психологическое состояние портретируемого, умение грамотно выбрать нужную позу и поистине режиссёрский гений в написании групповых портретов, благодаря которым зритель может понять все оттенки взаимоотношений между изображёнными. Все эти достоинства присущи не только портретам, но и жанровым полотнам Тициана, посвящённым религиозным, аллегорическим, историческим сюжетам.
Александр Бабицкий