Наскальные рисунки: развлечение, магический инструмент или что-то ещё?

наскальные рисункиДолгое время считалось, что искусство является признаком не просто цивилизации, но цивилизации высокоразвитой, достигшей необходимого уровня экономического благополучия и военной защищенности. Но находки и исследования археологов продемонстрировали, что тяга к творчеству лежит в самой природе человека и проявлялась уже тогда, когда ни о какой цивилизации и речи быть не могло. Самое очевидное тому подтверждение являют собой наскальные рисунки, датируемые периодом от 20 до 10 тысяч лет назад.

Когда человек взял в руки кисть

Наскальными рисунками (другое обозначение – пещерная живопись) называются выполненные людьми, жившими в эпоху палеолита, то есть до 10-12 тысяч лет назад, изображения на скальных поверхностях, чаще всего в пещерах. Впервые наскальные рисунки были открыты в конце XIX столетия в испанской пещере Альтамира и первоначально были восприняты научным сообществом как мистификация. Но после многочисленных аналогичных открытий по всему миру исторический характер этого феномена был признан.

Сегодня исследователи придерживаются мнения, что наскальные рисунки были промежуточным этапом в развитии искусства первобытного человека. Первым этапом принято считать миниатюрную каменную скульптуру, наиболее ярко проявившуюся в так называемых палеолитических Венерах, датируемых периодом в 35 тысяч лет назад и даже в ряде случаев 40 тысяч лет назад. Второй этап как раз приходится на появление и развитие наскальных рисунков, в промежутке между 20 и 10 тысячами лет назад. Третий же этап связывают с появлением керамики и созданием художественных керамических сосудов.

Логика такова, что пещерная живопись развилась в период пребывания человечества в основном в качестве охотников и собирателей, когда они жили в пещерах, а керамика уже является свидетельством возникновения земледелия и перехода к оседлому образу жизни. Что касается непосредственно технических моментов появление наскальных рисунков, то наука предполагает, что в качестве красок использовались натуральные красители, а также окиси металлов как в чистом виде, так и при смешивании с водой или животным жиром. Относительно инструментов древних художников считается, что они могли пользоваться как голыми руками, так и изготовленными из полых костей и шерсти животных кистей. К тому же зачастую контуры изображения первоначально высекались каменными резцами.

Рисунки: полёт фантазии или ритуал?

наскальные рисункиБольшинство учёных склоняется к мнению, что наскальные рисунки не были для людей эпохи каменного века способом скоротать долгие зимние вечера в пещерах и проявить свои таланты. Искусство на ранних этапах существования человечества было неразрывно связано с религиозным сознанием, оно было частью этого сознания, так что логично предположить, что пещерная живопись тоже имела особый характер и определённую цель. Учитывая то, что в наскальных рисунках практически не встречается пейзажных сцен, а изображаются исключительно животные, люди или человекоподобные существа, существует три главных предположения о том, почему и для чего возникла наскальная живопись, какие задачи она решала.

Во-первых, рисунки могли выполнять своего рода педагогическую и информационную функцию. В условиях отсутствия письменности живопись была единственным способом сохранения наглядным образом тех сведений, которые могли считаться важными для следующих поколений – будь то повадки животных, на которых нужно было охотиться, или представления о мире сверхъестественного. Во-вторых, рисунки могли быть способом религиозного поклонения и почитания. В таком ключе вполне можно истолковать изображения животных (согласно представлениям эпохи тотемизма, люди находились с определёнными животными в особой связи, зачастую даже родственной); человекоподобных, но явно несуществующих существ (как представления о духах и первых божествах); различных сцен из жизни, например, сексуального характера (как отображение культа плодородия и так далее). В-третьих, рисунки опять же выполняли магическую роль, но на этот раз не в части почитания, а в части воздействия на реальность – магическое сознание и предполагает, что определённые ритуалы могут изменить реальность, и если изобразить удачную сцену удачной охоты, то и в действительности охота будет успешной.

При этом, что характерно, практически каждый объект пещерной живописи либо представляет собой загадку, либо приводит к открытию. Так, например, учёные до сих пор пытаются расшифровать таинственные геометрические изображения на скалах близ норвежского города Альта – часть из символов можно принять как изображения орудий труда, но большинство так и непонятны. А иногда и загадка, и открытие следуют, как говорится, «в одном флаконе». Так, в Египте были обнаружены наскальные изображения, возраст которых оценивается примерно в 15 тысяч лет, которые удивительно похожи на наскальные рисунки Европы эпохи ледникового периода. Эта загадка привела к появлению теории о том, что между Европой и Северной Африкой существовал своего рода обмен культурным опытом. Если это предположение подтвердится, это станет крупным историческим открытием.

Читать дальше Животные

Самое обсуждаемое
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,