Философия эпохи Возрождения: попытка объять необъятное

философия эпохи ВозрожденияВлияние Ренессанса на европейскую цивилизацию определяется не только феноменальным периодом развития различных видов искусств. Революционные достижения в изобразительных искусствах, в архитектуре, музыке и прочих сферах культуры стали только следствием кардинального изменения образа мышления европейцев. Чтобы появились совершенно новые по сравнению со Средневековьем каноны изображения человека и окружающей его действительности, философия эпохи Возрождения должна была выработать новые принципы и идеалы. Мыслители эпохи Возрождения должны были задать новый вектор движения личности, результатом которого и стало всё то, что сейчас нам известно как Ренессанс.

alt

Особенности философии эпохи Возрождения

Несмотря на то, что эпоха Возрождения воспринимается как резкий и практически противоположный поворот от идей и ценностей Средневековья, она не возникла на пустом месте. Предпосылки философии эпохи Возрождения следует искать в двух источниках. В первую очередь это античная мысль, создавшая мировоззрение мыслителей Древней Греции и Рима.

 

Основные идеи философии эпохи Возрождения были почерпнуты именно из работ античных философов, литераторов, учёных. Антропоцентризм, то есть интерес к человеку как центру мироздания и главной творческой силе мира, первоначально был позаимствован европейцами у древних предшественников и лишь затем развит в самостоятельное учение, гуманизм. Помимо этого, античная мысль оказала сильное влияние на гуманистов в религиозном плане. Гуманисты заимствовали идеи Платона о божественном характере всей Вселенной, о присутствии Бога во всех частях мироздания и о возможности практического единения человеческой души с Торцом. Так появился неоплатонизм.

Однако Ренессанс был бы невозможен без влияния предшествовавшего ему тысячелетия. Философия Средневековья и эпохи Возрождения тесно связана.

 

Тотальное идеологическое господство католического богословия привело к закономерной обратной реакции. Интеллектуальная жизнь средневекового общества была полностью подчинена религиозным догмам, так что рано или поздно должна была сформироваться альтернативная форма мышления.

 

Во многом антропоцентричная, то есть прославляющая творческие способности человека, возможности его разума, совершенство и красоту его телесной природы, философия появилась как акт противодействия аскетичному теоцентричному (помещающему в центр мироздания Бога) католицизму. В противном случае одной из главных составляющих мысли эпохи Возрождения не стал бы секуляризм – концепция о необходимости отделения религии от политической, правовой, образовательной стороны жизни. То есть идея о том, что религия не должна влиять на принятие и исполнение законов, на осуществление государственных дел, на привилегированное или ущемлённое положение социальных групп и отдельных людей, зародилась именно в период Ренессанса.

alt

Специфика философии эпохи Возрождения

Если вкратце обозначить основные направления философии эпохи Возрождения, то получится следующая картина. Во-первых, это антропоцентризм как учение о божественном достоинстве человека, о его могущем разуме и творческом потенциале. Человек стал мерой всех вещей, ценность всего существующего стала определяться через призму пользы для человека. Был сформирован идеал человека, который самосовершенствуется, достигает способности изменять мир и при этом нести за это ответственность.

  • Во-вторых, это натурфилософия эпохи Возрождения – направление мысли, пытающееся объяснить всё происходящее вокруг не просто идеей Божественного Провидения, но существование определённых закономерностей развития. Фактически натурфилософия является предшественницей науки современного типа: она переняла основные идеи о строении и принципах функционирования мира у античных учёных и философов и принялась их развивать – концепции атомистического строения Вселенной, гелиоцентрическая система мира и так далее. Этот процесс начался ещё в Средние века, но по-настоящему развернулся именно в период Ренессанса.
  • В-третьих, были сформированы новые эстетические и этические идеалы эпохи Возрождения. Их основой стали культы красоты, разума и творческой деятельности. Философы эпохи Возрождения считали недостаточным теоретически рассуждать о всемогуществе человеческого разума и его высшем природном достоинстве – эти понятия обрели смысл, только будучи воплощёнными на практике. Воплотить же их, согласно этим идеям, можно, прежде всего, в творческой деятельности, которая, с одной стороны, наглядно демонстрировала идеал красоты, с другой, осуществляла непосредственные изменения действительности. Красота человеческого тела, до того момента запретная, стала воспеваться художниками, скульпторами, писателями и поэтами. А полноценный человек в философии эпохи Возрождения это лишь тот, кто реализует свои таланты посредством творчества – создавая картины, сочиняя стихи, строя здания, занимаясь научной или филологической деятельностью, овладевая мастерством врача, учителя, инженера и так далее.
  • В-четвёртых, начала формулироваться социально-политическая философия эпохи Возрождения. Отринув положения о предопределённости социального положения человека, гуманисты выдвинули идею о равенстве всех людей. Именно с этого момента начала развиваться мысль, лежащая в основе современной западной цивилизации: люди обладают равными правами и свободами, их реализация зависит только от их талантов и трудолюбия. Следовательно, необходимо создать такую общественно-политическую и государственную модель, которая предоставит личности такие возможности. Философия Ренессанса не была демократической в современном понимании этого термина. Однако она сделала решительный шаг в сторону положения, что не личность должна служить обществу и государству, а наоборот.
  • В-пятых, возрожденческим философским концепциям свойственно осмысление проблемы соотношения Бога и человека, Божественной воли и человеческой свободы. И в этом направлении наблюдались различные, порой полярные рассуждения. Часть гуманистов последовательно двигались к атеизму как отрицанию существования Бога и провозглашению всемогущества человека. Другие философы склонялись к пантеизму и неоплатонизму, то есть пониманию Бога не как личности, а как Высшего Разума, присутствующего везде и во всём (например, Джордано Бруно). Впрочем, сохранялось и религиозное крыло гуманистов, которые пытались совместить идеи о божественном достоинстве человека с христианской догматикой.

Александр Бабицкий


 
Самое обсуждаемое
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,