Существование Бога: философские доказательства

существование БогаКак только в истории человеческой цивилизации наступил тот момент, когда философия достигла такого уровня, чтобы рассуждать о религии, практически сразу возник вопрос о доказательстве существования Бога. Постепенно, усилиями таких философов и богословов, как Фома Аквинский, Иммануил Кант, Артур Шопенгауэр и многих других, сформировались основные философские доказательства существования Бога. Интересны наиболее известные из них.

 

Космологическое доказательство

Космологическое философское доказательство бытия Бога основывается на идее о причинно-следственных связях, на которых построен мир. Как Вселенная в целом, так и отдельные её составляющие не могли появиться и существовать «просто так», сами по себе, произвольно. На обыденном уровне это означало бы, что и дети рождаются произвольно, из воздуха, мало того, что без желания родителей или самих себя, но и без каких-либо действий со стороны тех же родителей. Ведь если нет воли к какому-то поступку, то он и не совершается. В этом плане логично предположить, что и мир, все его составные части и обитатели появились в результате творческого волевого акта со стороны некоей силы, которая и ответственна за появление материальной Вселенной. А так как сама по себе материя, не наделённая ни волей, ни разумом, не может создать саму себя, значит, это был акт творения извне. Та нематериальная духовная сила, которая создала мир, и обозначается человечеством понятием «Бог».

Телеологическое доказательство

Телеологическое философское доказательство существования Бога апеллирует к сложной структуре Вселенной и вех её частей. В древности и Средние века это доказательство ограничивалось лишь констатацией того, что Господь устроил мир в высшей степени разумно, то есть сухопутные животные идеально приспособлены для жизни на суше, птицы имеют всё, чтобы летать, а обитающие в воде твари всячески приспособлены для жизни в этой стихии. Также указывалось, что и в человеке нет в физическом отношении ничего лишнего, и силы природы также распределяют своё действие (солнечный свет и тепло, осадки, ветры и тому подобное) таким образом, чтобы жизнь процветала.

Современная наука также используется философами для подтверждения телеологического доказательство бытия Бога. Ведь научные данные свидетельствуют о том, что само существования Вселенной, возникновение жизни и, главное, разумной её формы на планете Земля является столь уникальным случаем совпадения всех факторов, что вероятность случайности такого совпадения ничтожна настолько, что неудержимо стремится к нулю. Из этого делается вывод, что никакое это не совпадение, а следствие подробного плана, промысла Божьего, что опять же доказывает Его существование.

Онтологическое доказательство

Онтологическое философское доказательство существования Бога на первый взгляд выглядит надуманным и нелогичным. Ведь согласно этому доказательству, бытие Бога доказывается уже самим существованием представлений о Нём. Действительно, представление о Боге как совершенном существе высшего порядка, которое создало мир и от которого зависят все люди, в той или иной степени свойственно человеческому сознанию на всей протяжённости истории человечества. Вера в Бога является одним из признаков человека как разумного существа, наряду со способностью к абстрактному мышлению и вразумительной речью. Следовательно, гласит онтологическое доказательство, не может быть, чтобы такая устойчивая черта нашего сознания, как вера в Бога, была безосновательной. Значит, Бог существует и благодаря этому существует человеческое представление о Нём, пусть и ограниченное рамками нашего разума. А так как люди представляют Бога совершенным, то Он не может не существовать: потому как то, что совершенно и в представлениях, и в реальности, обладает большей степенью совершенства, нежели то, что существует только в представлениях.

Нравственное доказательство

Нравственное философское доказательство существования Бога заключается в наличии у человека своеобразного «шестого чувства», которого лишены другие живые существа – это свод определённых нравственных принципов, фундаментальных для человечества. Законы могут меняться и меняются в зависимости от различных стран, от тех или иных традиций или условий той или иной исторической эпохи. Однако доступные нам данные о человеческой истории, то есть с тех времён, как существуют различные виды сохранения и передачи информации посредством изображения, иероглифической, клинописной или алфавитной письменности, свидетельствуют о том, что в той или иной степени основные нравственные принципы остаются неизменными на протяжении уже тысяч лет.

Кроме того, есть понятие «человеческая совесть», которая является внутренним ориентиром человека и говорит ему о том, что он нарушил базовые нравственные принципы, даже если при этом он формально не преступил рамки закона или требования общественных приличий. Значит, эти нравственные принципы имеют объективный характер, они сформированы и вложены в человека извне. Творцом нравственных принципов, понятия о добре и зле может лишь существо, которое стоит выше всех других существ и способно формулировать истинные принципы. Вывод: этим существом может быть только Бог, значит, наличие объективных нравственных принципов подтверждает существование Бога.

Читать дальше Научный взгляд

 
Самое обсуждаемое
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,