Архитектура эпохи Возрождения: гуманизм, запечатлённый в камне

архитектура эпохи ВозрожденияАрхитектура эпохи Возрождения является, пожалуй, наиболее зримым и доступным визуальным свидетельством той культурной революции, которую ознаменовал собой Ренессанс. Всё-таки прочие произведения искусства и памятники культуры той поры в большей или меньшей степени скрыты от глаз большинства людей. Картины и скульптуры находятся в галереях и музеях, литературные произведения и философские трактаты хранятся в библиотеках и частных коллекциях. А вот на архитектурные памятники эпохи Возрождения может посмотреть каждый, кто ступит на улицы старинных европейских городов.

 

alt

Вперёд, в прошлое

Архитектура Италии эпохи Возрождения, ставшая базовой и определяющей для всей последующей архитектуры Ренессанса, испытала наиболее очевидное и глубокое влияние античного наследия. Возрожденческая живопись, хоть и вдохновлялась античными идеалами красоты, в большей степени развивалась самостоятельно, да к тому же и на основе средневековой католической иконописи. Литература, пусть и взявшая многое из древнегреческих и древнеримских произведений, всё-таки обыгрывала злободневные проблемы и вопросы. Архитектура XV – начала XVII столетий ознаменовала наиболее полный поворот к классической архитектуре Греции и Рима. Фактически она отбросила основную часть архитектурных достижений (что, конечно, не касается технологии строительства) Средних веков.

архитектура эпохи Возрождения

Средневековое зодчество отличалось, сколь странно это бы ни звучало, оригинальным прочтением тех древних образцов, которые сохранились в Европе от Римской империи. Особенно это очевидно при анализе готического стиля архитектуры: общая устремлённость вверх, отказ или значительный уход от принципов симметрии и пропорциональности, синкретичный характер фасадов и базовых элементов, сочетающих в себе черты самых разных культур, начиная от античной и заканчивая арабской.

Архитектура Возрождения в этом плане куда строже и более однообразна: это поначалу почти слепое копирование классических римских и греческих ордеров.

Принципы симметрии и пропорциональности становятся главенствующими, никакой эклектики в фасадах зданий невозможно себе представить. Сохранившиеся в Италии образцы античных построек становятся идеальными образцами и непререкаемыми эталонами. Впрочем, постепенно следование классическим постулатам приводит к созданию нового: например, к приспособлению античных принципов и эстетических идеалов зодчества, характерных для монументальных общественных зданий, к возведению частных домов.

alt

Периоды развития архитектуры Ренессанса

Овладение архитектурным практическим и теоретическим наследием древности приводило к его всё более глубокому осмыслению и адаптации к реалиям и запросам Европы эпохи Возрождения. Этот процесс можно довольно наглядно проследить на примере трёх основных периодов развития ренессансной архитектуры:

  • Раннее Возрождение (XV столетие) – время бурного внедрения элементов и принципов античной архитектуры в строительство. В первую очередь был изменён подход к составлению планов здания. В Средние века архитектура в значительной степени приспосабливалась под окружающее пространство или под практические особенности использования возводимого здания. Новая архитектура во главу угла поставила античные принципы зодчества – общий прямоугольный план здания с сохранением симметрии элементов относительно воображаемой центральной оси и пропорциональности относительно друг друга. Черты древней архитектуры стали активно проникать как в бытовое, так и в религиозное зодчество. Католические храмы зачастую строились по средневековому плану базилики, но теперь это были симметричные строения со множеством классических декоративных деталей как на фасаде, так и внутри. Частные же городские дома всё чаще стали строиться по примеру римских домусов, то есть двухэтажных домов со внутренним двориком;
архитектура эпохи Возрождения
  • Высокое Возрождение (первая четверть XVI столетия) – эпоха практически полного доминирования античных канонов зодчества. В этот период архитекторы почти полностью отказались от сохранявшихся прежде элементов средневекового строительства, да и их заказчики не желали видеть ничего подобного. Так, католические храмы, возводимые в это время, не имели ничего общего со средневековыми: это были предельно монументальные, квадратные в плане и с обязательным куполом здания, предельно похожие на римские языческие храмы. Гражданское строительство также характеризовалось стремлением к увеличению масштабов и роскоши, так что именно тогда начали появляться не просто особняки, а дворцы. Активно возрождалась древнеримская культура организации загородных вилл, так что знаменитые сады эпохи Возрождения появились именно в этот период;
  • Позднее Возрождение (вторая четверть XVI века – первые годы XVII века) – эпоха усложнения и большей элегантности внешних, фасадных и декоративных элементов. Общие принципы возведения зданий остаются прежними, античные постулаты симметрии и пропорциональности сохраняются. Однако появляется мода на более изысканное и вычурное оформление зданий как по части интерьера, так и на фасаде. Внешняя часть теперь украшается большим количеством деталей, не имеющих практического значения, однако делающего фасад более красочным. В моду входят разнообразные и всё более сложные орнаменты, украшения статуями становится фактически обязательным, всё больше становится ложных полуколонн и колонн.

alt

Архитекторы эпохи Возрождения

Одним из кардинальных новшеств в архитектуре, которыми эпоха Возрождения отличалась от Средневековья, стал персонализированный характер зодчества. В Средние века было не принято увековечивать имена архитекторов, разработавших и построивших то или иное сооружение. Самыми монументальными постройками были храмы, а тогда считались недопустимым «именные храмы», то есть с указанием их авторов. Ренессанс в этом плане всё изменил, теперь постройки были авторскими и для заказчиков строительства даже было престижным, чтобы все знали, какой из знаменитых архитекторов создал то или иное здание. Наиболее известные зодчии Возрождения:

архитектура эпохи Возрождения Филиппо Брунеллески
Филиппо Брунеллески
архитектура эпохи Возрождения Санта Мария дель Фьоре
Санта Мария дель Фьоре
  • Филиппо Брунеллески (1377-1446) – флорентийский зодчий, которого по праву можно назвать отцом архитектуры эпохи Возрождения. Будучи в юности скульптором, затем Брунеллески увлёкся архитектурой и в ходе участия в раскопках античных построек в Риме перенял основные принципы классической архитектуры. Он считается архитектором, который фактически заново открыл для Европы правило перспективы. Одним из самых известных его творений является купол флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре – сооружение, которое все остальные зодчие того времени считали невозможным построить из-за его размеров и сложности строительных работ на огромной высоте;
архитектура эпохи Возрождения Донато Браманте
Донато Браманте
архитектура эпохи Возрождения Собор Святого Петра
Собор Святого Петра
  • Донато Браманте (1444-1514) – если Брунеллески заложил основы ренессансной архитектуры, то Браманте сформулировал основные принципы архитектуры Высокого Возрождения. Любопытно, что некоторые свои взгляды на зодчество Донато перенял у Леонардо да Винчи, с которым был знаком лично. Работая сначала в Милане, а затем в Риме, Браманте наглядно продемонстрировал, как можно создавать сооружения в античном стиле и при этом органично вписывать их в итальянские города эпохи Возрождения. Он был непревзойдённым мастером перестройки существующих церквей и светских домов в классическом стиле, при этом создавая и оригинальные произведения, самым известным из которых является Собор Святого Петра в Риме;
архитектура эпохи Возрождения Джулио Романо
Джулио Романо
архитектура эпохи Возрождения Палаццо дель Те
Палаццо дель Те
  • Джулио Романо (1492-1546) – один из основоположников архитектурного стиля периода Позднего Возрождения, определивший интерес к декоративной части сооружений. В юные годы Романо был художником, причём его учителем являлся великий Рафаэль Санти. В силу этого Джулио первоначально расписывал возведённые дворцы, здания и храмы фресками, а затем стал архитектором. Будучи первоначально художником, Романо обращал основное внимание на придание зданиям изящного вида. При этом нередко эстетическая сторона превалировала над строгостью классических архитектурных эталонов: например, самая знаменитая постройка Романо, Палаццо дель Те, загородная вилла герцога Мантуи, имеет нарушения принципа симметричности. Это сделано умышлено для наполнения здания теми декоративными элементами, которые наметил архитектор. Помимо этого, вилла знаменита своими внутренними росписями, выполненными в эстетике маньеризма.

Александр Бабицкий

Читать дальше Фото

 
Самое обсуждаемое
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,