Великий шёлковый путь: первая ласточка глобализации

Великий шёлковый путьО глобализации принято говорить применительно к истории человечества начиная со второй половины XX века. Именно в послевоенном мире интеграционные процессы начали проявляться наиболее активно и очевидно, стали формироваться многочисленные международные экономические союзы, обыденностью стали транснациональные корпорации. Однако тесные торговые связи между различными, причём весьма удалёнными друг от друга, частями света существовали издревле. Самым знаменитым из подобных торговых маршрутов являлся Великий шёлковый путь, связывавший Запад и Восток.

alt

Великий китайский шёлковый путь

Великий шёлковый путьРаспространённым является восприятие Древнего Китая как крайне закрытой цивилизации, которая варилась в собственном соку и не искала контактов с внешним миром. Во многом это соответствует действительности, но крайне любопытно, что Великий шёлковый путь возник именно по инициативе китайцев. Дело было во второй половине II века до нашей эры, когда китайский император направил на запад дипломатическую миссию с разведывательными функциями во главе с одним из своих приближённых сановников. Западом для Китая в то время была вовсе не Европа, а Средняя Азия. Именно здесь китайская экспедиция в Ферганской долине впервые увидела рослых, красивых и сильных лошадей, которые и в прямом и в переносном смысле были выше китайских лошадей на две головы.

 

По возвращении сановник высказал императору идею, что было бы очень неплохо наладить обмен с соседними народами, получая от них чудо-лошадей, которые могут существенно усилить армию, и прочие интересующие империю товары. Встал вопрос, чем заинтересовать потенциальных торговых партнёров, что предложить для обмена. И тут китайцы вспомнили, что жителей Средней Азии восхитил шёлк, который был китайским изобретением и многие сотни лет в будущем нигде более не производился. Причина восхищения шёлком и ажиотажного спроса на него среди жителей средней Азии, Ближнего Востока, Средиземноморья и Европы заключается вовсе не в эстетике. Хотя, разумеется, переливающиеся и нежные на ощупь шёлковые ткани представляли собой изумительное зрелище.

Великий шёлковый путьОднако главным достоинством шёлка в глазах покупателей являлись его санитарные свойства. Выяснилось, что насекомые-паразиты, прежде всего вши, в шёлковой одежде не обитают – они просто не могут уцепиться за гладкую поверхность шёлковых нитей. Тогда как остальные ткани представляли собой поистине рассадник для кровососущих паразитов, от которых страдали все слои населения, начиная от самых бедных и заканчивая властителями племён и народов. Поэтому богатые люди готовы были отдать очень многое за возможность получить одежду, которая защитит если не от всех, то от большинства вшей. Так что уже в 121 году до нашей эры первый шёлковый караван из Китая пришёл в Ферганскую долину. Первоначальный маршрут Великого шёлкового пути, называемый Старой Северной дорогой, вёл через Северный Китай к территории на границе современных Узбекистана и Киргизии. Но после масштабных военно-политических потрясений в этой местности, случившихся в начале нашей эры, маршрут сместился южнее.

alt

Полторы тысячи лет торговли

Великий шёлковый путьЕсли взглянуть на те географические регионы, где проходил Великий шёлковый путь (Китай – Северная Индия – Средняя Азия – Иран – Ближний Восток – Византия – Рим), то может показаться, что в нём были задействованы очень многие народы, что должно было вести к углублению экономических и культурных связей между ними. Но из истории известно, что в Китае не было практически ничего известно о европейской цивилизации вплоть до эпохи Великих географических открытий (то есть до XV века), равно как и в Европе ничего толком не знали о китайцах. А между тем европейцы были активными покупателями шёлка, который они приобретали главным образом сначала через Византийскую империю, а после её ослабления через венецианских и генуэзских купцов.

Но если Великий шёлковый путь на карте представлял собой единое целое, начинающееся в Китае и заканчивающееся в Восточном Средиземноморье, то в действительности это были отдельные замкнутые отрезки. На каждом из них одна цивилизация, народ или группа народностей осуществляла торговый обмен с другой, затем этот другой участник торговли совершал сделку с третьим участником, и так далее. По сути, крупнейшие города на Великом шёлковом пути представляли собой пункты перепродажи шёлка за интересующие каждого нового продавцы товары. Китайцы доставляли шёлк в Среднюю Азию, местные жители перепродавали их согдам, те доставляли их различным группам еврейских торговцев, которые распространяли их по Ближнему Востоку и Средиземноморью. Затем в дело вступала Европа: через Византийскую империю шёлк поступал в Рим, а оттуда «растекался» по Западной Европе.

Великий шёлковый путьВеликий шёлковый путь переживал периоды расцвета и упадка, связанные с различными обострениями военно-политической нестабильности. Так, в VIII веке масштабы торговли снизились, так как в Средней Азии произошло столкновение интересов растущих арабских государств и Китая. Правда, затем появился новый маршрут доставки шёлка на Запад. Он шёл также через Среднюю Азию, но теперь огибал Каспийское море не с юга, а с севера. Таким образом, в него вошла Волга, Северное Причерноморье, Северный Кавказ. Известный всем нам торговый путь «из варяг в греки» был также одним из ответвлений Великого шёлкового пути. Путь этот переживал расцвет, когда на территориях, где он пролегал, устанавливалась стабильность.

В конце VI столетия карта Великого шёлкового пути в большей своей части располагалась в пределах Тюркского каганата, а с середины XIII до середины XIV веков почти весь путь контролировался татаро-монголами. В конце XIV столетия в Средней Азии началась очередная масштабная «заварушка», связанная с формированием империи Тамерлана. Начались длительные перепады с доставкой шёлка на Запад. К тому же одновременно с этим усилился интерес к морской торговле, причём как в Европе, так и в Китае. Перевозка того же шёлка на кораблях была более перспективным направлением средневековой логистики, нежели традиционная транспортировка на верблюдах. Морские перевозки зачастую осуществлялись быстрее, речь шла о прямой торговле без посредников, да и в трюме одного корабля можно было перевезти столько же шёлка, сколько караваном из десятков и сотен верблюдов. Поэтому к началу XVI века Великий шёлковый путь закономерно перестал функционировать, заняв своё достойное место в истории.

Александр Бабицкий


 
Самое обсуждаемое
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи