Экстрасенсорика: фактов много, знаний почти нет - Отношения с Церковью

Церковь и экстрасенсорика

Церковь и экстрасенсорика: по разные стороны баррикад

Словосочетание «православный целитель», «православный экстрасенс» сегодня можно встретить практически в любом средстве массовой информации, размещающем объявления об услугах людей, якобы обладающими экстрасенсорными способностями. Да и среди самих экстрасенсов всё чаще появляются высказывания, что экстрасенсорика ничем не противоречит христианству и вообще является чуть ли не составной частью функционирования Православной Церкви. Однако сама Церковь придерживается на этот счёт совершенно иного мнения.

 

Зачем экстрасенсам нужна Церковь?

В современной России отношение к Православной Церкви со стороны экстрасенсов можно разделить на два этапа. Первый этап начался примерно в середине восьмидесятых годов прошлого века и продолжался до конца девяностых. Это было время, когда в стране начались серьёзные идеологические, политические и экономические изменения и почти всё, что было запрещено советской властью, оказалось разрешено. В духовной сфере это означало, что сформировался своеобразный вакуум: режим десятилетиями навязывал свою идеологию и всячески подавлял все альтернативные, а теперь его собственная идеология оказалась никому не нужна. Этот вакуум тут же заполнили всевозможные религиозные организации, секты и экстрасенсы: целители, маги, гадалки, предсказатели и так далее. На том этапе только восстанавливающая свои позиции Церковь рассматривалась экстрасенсами как конкурент, поэтому и отношение к ней было в лучшем случае игнорирующим, в худшем случае открыто отрицательным. В самом деле, когда Кашпировский, Чумак и им подобные собирали на свои сеансы огромную телевизионную аудиторию и целые стадионы, они не нуждались ни в какой Церкви.

К началу XXI века ситуация изменилась. Печальный духовный опыт показал большинству населения, что многие «целители» и религиозные секты в конечном итоге приносят куда больше вред, чем пользы. К тому же окрепла и набрала влияние Православная Церковь. Конечно, большинство из тех, кто в настоящее время позиционирует себя в качестве православных, являются верующими лишь номинально, следуя традиции или даже моде. Однако в этой ситуации экстрасенсам заявлять, что они против Церкви, невыгодно просто с коммерческой точки зрения – тогда от них отвернётся большинство потенциальных «клиентов». Поэтому и возникло такое явление, как «православные экстрасенсы»: это экстрасенсы, рабочее место которых буквально увешано иконами и крестами, они используют в своей работе заклинания, по форме очень похожие на христианские молитвы, а также настойчиво рекомендуют своим клиентам идти в храм, поставить столько-то свечей у такой-то иконы и прочитать энное количество раз определённую молитву. Даже те из них, кто не прибегает к христианскому антуражу, избегают прямых негативных высказываний о христианстве. Максимум, что они себе позволяют, это отрицательное отношение к «испорченным» священникам и «бюрократической» Церкви, извративших первоначальное учение Христа.

Экстрасенсорика это реальность…

Касаемо отношения Православной Церкви к экстрасенсорике и экстрасенсам ситуация следующая. Церковь не считает, подобно академической науке, саму возможность наличия у людей сверхъестественных возможностей абсурдной, а всех экстрасенсов – шарлатанами (хотя большинство из них безусловные мошенники). Напротив: православие не сомневается в том, что люди могут исцелять физические или неврологические болезни, заглядывать в прошлое, читать потаённые мысли и желания и тому подобное. Церковь даже определяет три источника подобных способностей: во-первых, это может быть врождённая обострённая чувствительность в духовной сфере; во-вторых, это может быть приобретённая у демонических сил сила; в-третьих, это может быть ниспосланная Богом благодать и прозорливость. Третий вариант к экстрасенсам сразу никакого отношения не имеет: согласно церковной традиции, Божественная благодать посылается лишь глубоко верующим, находящимся в лоне Церкви людям, либо как признак стяжания ими святости, либо как средство прославления милости и любви Бога к людям. Кстати, и описанные в Евангелии многочисленные случаи чудес, совершённых Христом и его апостолами, трактуются именно как прославление Бога.

…Но от экстрасенсов – вред

Что касается случаев, когда люди обладают и пользуются экстрасенсорными способностями, но находятся вне Церкви, это считается губительным для них и для их «клиентов» и противостоящим Богу по своему характеру. Даже если человек обладает определёнными способностями с рождения, не взимает за их использование плату и сам искреннее верит, что творит добро, такой экстрасенс для Церкви всё равно элемент вредный. Прежде всего, волхвование (то есть колдовство, гадание, составление гороскопов и прочие составляющие практической экстрасенсорики) в Библии однозначно осуждается и классифицируется как богопротивное. Но если речь идёт даже о лечении больных, отношение Церкви всё равно настороженное. Дело в том, что с христианской точки зрения болезни и недуги посылаются людям для их душевного исправления, чтобы они задумались о причинах своих страданий, увидели свои грехи и встали на путь покаяния и борьбы с грехами. Если же целитель является не церковным человеком, а экстрасенсом, то он, исцеляя людей, оказывает им медвежью услугу – это означает, что он избавил их от симптомов, но не тронул причину, то есть греховный образ жизни, то есть отдалил от них спасение души и Царствие Небесное.

Случаи же, когда экстрасенсорные способности стали, в интерпретации Церкви, результатом контакта человека с демоническим духовным миром (в ходе особых ритуалов, ненадёжных духовных практик, подозрительных медитаций и так далее), православием воспринимаются как откровенно враждебные. Рекомендации от подобных экстрасенсов своим «клиентам» идти в храм для исполнения своих желаний, принять Крещение и участвовать в Таинствах истолковывается как прямое осквернении святынь и нанесение вреда наивным людям. Потому что то же Причастие оказывает благотворное воздействие на человека, лишь когда он преступает к нему с чистой душой и верой – в противном случае оно лишь нанесёт вред его душе.

Александр Бабицкий


 
Самое обсуждаемое
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,