Экстрасенсорика: фактов много, знаний почти нет - Отношения с Церковью

Церковь и экстрасенсорика

Церковь и экстрасенсорика: по разные стороны баррикад

Словосочетание «православный целитель», «православный экстрасенс» сегодня можно встретить практически в любом средстве массовой информации, размещающем объявления об услугах людей, якобы обладающими экстрасенсорными способностями. Да и среди самих экстрасенсов всё чаще появляются высказывания, что экстрасенсорика ничем не противоречит христианству и вообще является чуть ли не составной частью функционирования Православной Церкви. Однако сама Церковь придерживается на этот счёт совершенно иного мнения.

 

Зачем экстрасенсам нужна Церковь?

В современной России отношение к Православной Церкви со стороны экстрасенсов можно разделить на два этапа. Первый этап начался примерно в середине восьмидесятых годов прошлого века и продолжался до конца девяностых. Это было время, когда в стране начались серьёзные идеологические, политические и экономические изменения и почти всё, что было запрещено советской властью, оказалось разрешено. В духовной сфере это означало, что сформировался своеобразный вакуум: режим десятилетиями навязывал свою идеологию и всячески подавлял все альтернативные, а теперь его собственная идеология оказалась никому не нужна. Этот вакуум тут же заполнили всевозможные религиозные организации, секты и экстрасенсы: целители, маги, гадалки, предсказатели и так далее. На том этапе только восстанавливающая свои позиции Церковь рассматривалась экстрасенсами как конкурент, поэтому и отношение к ней было в лучшем случае игнорирующим, в худшем случае открыто отрицательным. В самом деле, когда Кашпировский, Чумак и им подобные собирали на свои сеансы огромную телевизионную аудиторию и целые стадионы, они не нуждались ни в какой Церкви.

К началу XXI века ситуация изменилась. Печальный духовный опыт показал большинству населения, что многие «целители» и религиозные секты в конечном итоге приносят куда больше вред, чем пользы. К тому же окрепла и набрала влияние Православная Церковь. Конечно, большинство из тех, кто в настоящее время позиционирует себя в качестве православных, являются верующими лишь номинально, следуя традиции или даже моде. Однако в этой ситуации экстрасенсам заявлять, что они против Церкви, невыгодно просто с коммерческой точки зрения – тогда от них отвернётся большинство потенциальных «клиентов». Поэтому и возникло такое явление, как «православные экстрасенсы»: это экстрасенсы, рабочее место которых буквально увешано иконами и крестами, они используют в своей работе заклинания, по форме очень похожие на христианские молитвы, а также настойчиво рекомендуют своим клиентам идти в храм, поставить столько-то свечей у такой-то иконы и прочитать энное количество раз определённую молитву. Даже те из них, кто не прибегает к христианскому антуражу, избегают прямых негативных высказываний о христианстве. Максимум, что они себе позволяют, это отрицательное отношение к «испорченным» священникам и «бюрократической» Церкви, извративших первоначальное учение Христа.

Экстрасенсорика это реальность…

Касаемо отношения Православной Церкви к экстрасенсорике и экстрасенсам ситуация следующая. Церковь не считает, подобно академической науке, саму возможность наличия у людей сверхъестественных возможностей абсурдной, а всех экстрасенсов – шарлатанами (хотя большинство из них безусловные мошенники). Напротив: православие не сомневается в том, что люди могут исцелять физические или неврологические болезни, заглядывать в прошлое, читать потаённые мысли и желания и тому подобное. Церковь даже определяет три источника подобных способностей: во-первых, это может быть врождённая обострённая чувствительность в духовной сфере; во-вторых, это может быть приобретённая у демонических сил сила; в-третьих, это может быть ниспосланная Богом благодать и прозорливость. Третий вариант к экстрасенсам сразу никакого отношения не имеет: согласно церковной традиции, Божественная благодать посылается лишь глубоко верующим, находящимся в лоне Церкви людям, либо как признак стяжания ими святости, либо как средство прославления милости и любви Бога к людям. Кстати, и описанные в Евангелии многочисленные случаи чудес, совершённых Христом и его апостолами, трактуются именно как прославление Бога.

…Но от экстрасенсов – вред

Что касается случаев, когда люди обладают и пользуются экстрасенсорными способностями, но находятся вне Церкви, это считается губительным для них и для их «клиентов» и противостоящим Богу по своему характеру. Даже если человек обладает определёнными способностями с рождения, не взимает за их использование плату и сам искреннее верит, что творит добро, такой экстрасенс для Церкви всё равно элемент вредный. Прежде всего, волхвование (то есть колдовство, гадание, составление гороскопов и прочие составляющие практической экстрасенсорики) в Библии однозначно осуждается и классифицируется как богопротивное. Но если речь идёт даже о лечении больных, отношение Церкви всё равно настороженное. Дело в том, что с христианской точки зрения болезни и недуги посылаются людям для их душевного исправления, чтобы они задумались о причинах своих страданий, увидели свои грехи и встали на путь покаяния и борьбы с грехами. Если же целитель является не церковным человеком, а экстрасенсом, то он, исцеляя людей, оказывает им медвежью услугу – это означает, что он избавил их от симптомов, но не тронул причину, то есть греховный образ жизни, то есть отдалил от них спасение души и Царствие Небесное.

Случаи же, когда экстрасенсорные способности стали, в интерпретации Церкви, результатом контакта человека с демоническим духовным миром (в ходе особых ритуалов, ненадёжных духовных практик, подозрительных медитаций и так далее), православием воспринимаются как откровенно враждебные. Рекомендации от подобных экстрасенсов своим «клиентам» идти в храм для исполнения своих желаний, принять Крещение и участвовать в Таинствах истолковывается как прямое осквернении святынь и нанесение вреда наивным людям. Потому что то же Причастие оказывает благотворное воздействие на человека, лишь когда он преступает к нему с чистой душой и верой – в противном случае оно лишь нанесёт вред его душе.

Александр Бабицкий


 
Самое обсуждаемое
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,