Проклятие «Макбета» - театральное суеверие - Скептический анализ

проклятие Макбета скептический анализ

Cкептический анализ

Многие люди пытались предложить рациональное объяснение событий, связанных с проклятием. В этой связи часто говорят о том, что в «Макбете» большая часть действия происходит при тусклом освещении, и что пьеса изобилует сценами поединков с использованием бутафорского оружия. Такое оружие также опасно, хотя и не очень острое; и, руководствуясь исключительно статистикой, в постановке, где есть поединки с холодным оружием, всегда будет больше травм, чем в постановке, в которой холодного оружия нет ни в каком виде.

 

По статистике, в постановках с тусклым освещением следует ожидать больше падений и других несчастных случаев на сцене. Даже в постановках, которые проходят при ярком освещении, достаточно трудно рассмотреть, что вы делаете на сцене, потому что огни (или прожекторы) светят прямо в глаза; если же сцена тускло освещена, актеры практически ничего не видят. Но гипотеза о тусклом освещении кажется не очень убедительной. Рассмотреть, что происходит вокруг труднее всего именно тогда, когда все вокруг залито ярким светом и луч света направлен на вас. В тусклом освещении, и даже в темноте, мы видим лучше, так как глаза приспосабливаются к уровню освещения, что позволяет видеть гораздо лучше, чем в том случае, когда вы ослеплены светом прожекторов.

Попытки объяснить

Одно из его основных правил – прежде чем пытаться объяснить странное событие, необходимо сначала установить, произошло ли это странное событие на самом деле, или нет. В данном случае не нужно задумываться о том, существует ли проклятие, или другие подобные вещи, пока не будет точно установлено, что с «Макбетом» связан ряд таинственных событий неприятного свойства, которые не вписываются в рамки театральной игры.

В этой связи уместно вспомнить о другом известном проклятии – проклятии Тутанхамона. В одной из статей, посвященных этой теме, говорится о некоем докторе, который провел ретроспективное когортное исследование на людях, которые якобы стали жертвой этого проклятия. Так вот, доктор обнаружил, что, при правильном анализе, проклятие (если оно существовало) оказывалось не слишком эффективным. Продолжительность жизни тех, кто подвергся действию проклятия, не очень существенно отличалась от продолжительности жизни тех участников археологической экспедиции, кого проклятие миновало. Возможно, кто-то уже выполнял статистический анализ несчастных случаев в театре, в идеале, связанных с «Макбетом»? К сожалению, такого исследования не существует (по крайней мере, оно не было опубликовано) – в отличие от научных статей, посвященных проклятию «Макбета». Они содержат и списки трагических событий, и историю о Шекспире, короле Якове и ведьмах, и даже информацию о том, как бороться с проклятием (выйти из театра, покрутиться и нецензурно выругаться).

Таким образом, перед будущими исследователями проклятия «Макбета» стоит трудная задача. Прежде всего, необходимо исключить такие факторы, как стихийные бедствия, которые никак не связаны с постановкой, а также всякие несчастные случаи, которые произошли через несколько недель после спектакля. Для этого придется собрать информацию обо всех других спектаклях, которые могла посетить потенциальная жертва проклятия, поскольку неприятные последствия могли быть вызваны и другой постановкой, а не «Макбетом».

Театральные трагедии

В театрах обычно ведется учет несчастных случаев, произошедших на их территории, и эти данные, безусловно, можно соотнести со спектаклем, который по времени совпал с несчастным случаем. Кроме того, на вероятность несчастного случая влияет численность театральной труппы и количество людей, занятых в подготовке спектакля (актеры и технический персонал), а также использование опасного оборудования, например, фонарей, люков, страховки, бутафории на сцене и, конечно, оружия. Все эти факторы должны быть приняты во внимание. Неудивительно, что найти упоминания о таком исследовании невозможно.

Даже самый длинный список трагедий, связанных с постановками «Макбета», не вызывает удивления, учитывая, что речь идет об одной из самых популярных пьес в мире, которая без перерывов идет на сценах мировых театров вот уже более 400 лет. Но, ввиду отсутствия какого-либо серьезного анализа, мы не можем заключить наверняка, что «Макбет» представляет для актеров и режиссеров большую или меньшую опасность, чем любая другая пьеса.

Самые длинные списки включают двадцать или тридцать трагических случаев, связанных с «Макбетом». Учитывая, что за 400 лет состоялись десятки тысяч (возможно, сотни тысяч) спектаклей «Макбет», которые остались неизвестными, проклятие (если оно вообще существует) представляется не особенно эффективным. У актера больше шансов попасть в автомобильную аварию по дороге в театр, чем быть пораженным проклятием «Макбета», но это уже тема для совершенно другого исследования.

Таким образом, поскольку мы не можем точно установить, что проклятие действительно существует, объяснять нечего – такого явления попросту не существует. Есть легенда, театральное суеверие, которое рассказывают и пересказывают на протяжении веков, и достаточные основания подозревать, что опытные актеры таким образом развлекаются за счет новичков, рассказывая истории о проклятии, независимо от фактического количества несчастных случаев, так или иначе связанных с «Макбетом».

Не нужно также забывать, что легенда о проклятии появилась почти сразу же после оригинальной постановки пьесы Шекспиром. Шекспир не был дураком, и понимал, что плохой рекламы не бывает. Слухи о том, что один из актеров может случайно пострадать во время выступления, подогревают интерес зрителей и даже вызывают ажиотаж, который благотворно отражается на продаже билетов.

Итак, проклятие «Макбет» - факт или вымысел? Не похоже, что в связи с «Макбетом» происходит нечто экстраординарное, но, возможно, будущие исследования опровергнут эту скептическую точку зрения.


 
Самое обсуждаемое
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,