Проклятие «Макбета» - театральное суеверие

проклятие МакбетаВ театральных кругах существует поверье, согласно которому над «Макбетом» Шекспира тяготеет проклятие, поэтому ставить эту пьесу очень опасно. Так ли это на самом деле? Легенда о проклятии «Макбета» - одно из самых живучих театральных суеверий, особенно распространенное в западном театре.

 

Шекспировского «Макбета» просто называют «шотландской пьесой» или «той самой пьесой Барда», потому что даже произнести название «Макбет» - значит навлечь на себя невезение. Кажется, что злой рок преследует всех, кто рискнет поставить пьесу на театральной сцене, и даже тех, кто легкомысленно произносит ее название в помещении театра.

Шекспир совершил ошибку?

Согласно легенде, проклятие «Макбета» повелось от трех ведьм, которые по ходу действия с заклинаниями варили снадобье. Согласно той же легенде, Шекспир взял диалоги и заклинания ведьм из реальной жизни и тем обрек пьесу на вечные несчастья. Только вслушайтесь в знаменитый рефрен в начале четвертого акта:

  • Пламя, прядай, клокочи!
  • Зелье, прей! Котел, урчи!

Легенда гласит, что Шекспир хотел добавить в пьесу нечто особенное, чтобы угодить королю Якову I, который в 1597 году написал книгу «Демонология» (Daemonologie). Книга была посвящена колдовству и магии, но автор предостерегал читателей от ее использования. По одной из версий, в знаменитой сцене с ведьмами Шекспир использовал некоторые заклинания из книги короля Якова, вероятно, надеясь этим снискать расположение короля. И хотя эта версия не подкреплена убедительными доказательствами, легенда гласит, что некие практикующие ведьмы посмотрели спектакль и усмотрели в нем глумление над их священным ремеслом, а потому прокляли всех, кто будет так или иначе причастен к «Макбету». Поэтому теперь, каждый раз, когда идет пьеса, три оскорбленных ведьмы пробуждают от забвения, оживают и учиняют всякие пакости всем присутствующим на сцене и за кулисами.

Если поискать в Интернете примеры подобных бедствий – можно найти их множество. Одно только перечисление самых значимых эпизодов заняло бы не меньше 25 минут: во время сцены драки актеры получали серьезные ранения и даже гибли из-за того, что бутафорское оружие по какой-то непостижимой причине заменялось настоящим. Во время спектакля в театре происходили пожары, а окружающая его местность не однажды сотрясалась от землетрясения. Упоминаются и другие стихийные бедствия. Кроме того, членов труппы поражали серьезные недуги как до, так и после постановки. В общем, список можно продолжать и дальше, пока вам окончательно не надоест и вы не захотите оказаться в числе несчастных жертв проклятия «Макбета». Один из таких эпизодов, однако, заслуживает особого упоминания из-за неожиданно большого количества жертв.

Беспорядки на Астор Плейс

Речь идет о самом убедительном свидетельстве легендарного проклятия, беспорядках в театре Astor Place Theater в Нью-Йорке в 1849 году. Для того чтобы усмирить разбушевавшуюся публику, пришлось вызвать Национальную гвардию, которая открыла огонь по толпе. По меньшей мере, 25 человек было убито, и около 120 – ранено. Беспорядки были вызваны конфликтом между двумя лагерями публики, поддерживающими двух актеров, которые исполняли роль Макбета в этот вечер в двух разных театрах. По крайней мере, именно так эту историю обычно преподносят поклонники легенды о проклятии «Макбета». На самом деле потасовка на площади Астор Плейс была связана не с расхождением эстетических вкусов нью-йоркской публики, а с классовыми разногласиями местных жителей, которые они пытались решить кулачным путем. Она не имеет никакого отношения к «Макбету».

В течение многих лет между местными жителями-работягами, среди которых было немало ирландских иммигрантов, и представителями высшего сословия-англофилами велась война, которая иногда выливалась в кровопролитные стычки. В 1849 году, накануне злосчастного инцидента, ситуация в очередной раз обострилась, и Национальная гвардия была наготове еще за несколько дней до начала беспорядков на премьере «Макбета». Ирландские и американские рабочие планировали выразить свое недовольство, испортив премьеру спектакля с участием любимца нью-йоркских аристократов, британского актера Уильяма Макриди. Они забросали театр камнями и попытались его сжечь, после чего началась стрельба, и к утру булыжники были залиты кровью. На следующую ночь разъяренная толпа потребовала объяснений от властей, что привело к новой стычке с гвардейцами, в результате которой погиб молодой парень.

Изначально театр Astor Place Theater задумывался как театр именно для состоятельной публики, богачей и аристократов, которым негде было проводить досуг, кроме как в Bowery Theater, который был главным театром в городе. Однако в Bowery Theater вход был открыт для всех сословий, и для богатых, и для бедных. Эдвин Форрест, восходящая звезда американского театра, особенно любимая бедной публикой, назначил премьеру «Макбета» на тот же вечер, что и Макриди. Вероятно, с его стороны это была пощечина конкуренту, любимому нью-йоркской элитой. Таким образом, хотя формально беспорядки и в самом деле были вызваны постановками «Макбета», сама пьеса не имела к ним абсолютно никакого отношения. Беспорядки должны были случиться, и произошли бы, независимо от того, существовал ли «Макбет», или нет. Если три ведьмы выбрали именно эту постановку, чтобы наслать беду и несчастья, они совершенно не справились со своей работой.

Читать дальше Скептический анализ

 
Самое обсуждаемое
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,