Анубис: тот, с кем встречались все египтяне

АнубисНе всегда современное восприятие древних языческих богов отображает их истинное значение в далёком прошлом. Нам известно множество божеств древнеегипетского пантеона, от первостепенных до самых что ни на есть бытовых. Но при этом наиболее значительные египетские боги, такие, как Ра, Гор, Исида, Сет и другие сегодня уступают в «популярности» богу Анубису – это божество с головой шакала ныне пользуется куда большим интересом со стороны непрофессиональной общественности.

Бог с трудным детством

АнубисНа примере мифов об Анубисе можно убедиться – постулат, что характер и во многом судьбу определяет детство, справедлив в отношении не только людей, но и языческих богов. Согласно известной мифологической версии, Анубис является сыном одного из наиболее почитаемых египетских богов, Осириса, и богини Нефтиды. Нефтида жена младшего брата Осириса, бога войны, ярости и бесплодных земель пустыни Сета. Это не помешало Нефтиде влюбиться в Осириса, и, приняв с помощью особенно сильных магических заклинаний внешность богини Исиды, жены Осириса, соблазнить его. От этой любовной связи богов и появился на свет Анубис, божество с телом человека и головой шакала (встречается также и версия головы собаки).

Чтобы не быть уличённой в измене и избежать жестокого наказания от Сета, Нефтида бросила младенца Анубиса на погибель в тростниковых зарослях Нила, где его нашла и вырастила как собственного ребёнка настоящая Исида. Таким образом, Осирис и Анубис воссоединились в рамках одной семьи, пусть и своеобразным образом. Среди учёных есть мнение, что первоначально миф об Анубисе называл его отцом непосредственно Сета, когда ещё этот свирепый бог почитался египтянами и не воспринимался как злое божество. Тогда Анубис был богом смерти и полновластным хозяином загробного мира. Но затем, когда Сет стал восприниматься противоположностью Осириса, а последний после своего воскресения стал владыкой Царства мёртвых, миф изменился, Анубис превратился в соратника Осириса и, чтобы объяснить его выбор, и в его незаконнорожденного сына. Таким образом, в мифологии отразилось изменение роли Анубиса в древнеегипетском пантеоне от одного из ведущих богов до весьма важного, но всё же второстепенного божественного персонажа.

Об Анубисе помнили всегда

АнубисЧаще всего в самых разных религиозных системах о божествах, связанных со смертью и загробной жизнью вспоминают лишь при приближении самой смерти. Но особенность древнеегипетской цивилизации в том, что её представители помнили о смерти всегда, и для них сама жизнь была лишь подготовка к переходу в мир иной. Так что египтяне об Анубисе помнили постоянно, так как он был одним из важнейших элементов загробного мира, и его роль была весьма существенной в посмертном существовании души каждого человека. Дело в том, что Анубис считался изобретателем погребального ритуала и мумифицирования – сохранение же тела и отдельных органов человека после его смерти имело особое значение для последующего воскресения его в ином мире.

Согласно мифу об Осирисе, именно Анубис сохранил собранное в буквальном смысле по кусочкам тело своего отца с помощью чудодейственной ткани, в которую запеленал останки, и тем самым способствовал его последующем воскресению. Для древних египтян Анубис был очень важным богом: именно он, согласно представлениям, особой магией превращал мумию человека в особую просветлённую духовную субстанцию, способную жить и после смерти. Именно Анубис являлся проводником души человека на Суд Осириса, где и решалась судьба умершего при взвешивании его сердца, вместилища добрых и злых дел, мыслей, слов и после сравнения его со священным пером богини справедливости и гармонии Маат. Кроме того, Анубис охранял ожидающие магической трансформации погребённые мумии от злых духов, которые также представляли серьёзную опасность для жизни древнеегипетских душ.

Анубис на христианских иконах?

АнубисВ последнее время благодаря многочисленным любителям сенсаций и специалистам по созданию сенсаций на исторической, религиозной, научной почве древнеегипетский бог Анубис приобрёл новую популярность. На этот раз его попытались связать с христианством. В самом деле, в иконографической христианской традиции, как католической, так и православной, существовал канон изображения Святого Христофора, жившего на рубеже III и IV веков. Примерно с VIII века на некоторых европейских иконах, а с XVI столетия и на русских иконах Святой Христофор нередко изображался в виде человека с головой собаки. С чисто визуальной точки зрения ассоциации с Анубисом, человеком с головой шакала, очевидны. На этой почве современные любители сенсаций создали развёрнутую теорию о «прямом родстве» Анубиса и Святого Христофора: якобы образ Христофора в христианстве является аналогом Анубиса в египетской религии, то есть это архетип сверхъестественного персонажа, который является проводником между миром живых и загробным миром. А легенда, согласно которой однажды Христофору в образе ребёнка, которого нужно было перенести на себе через реку, однозначно истолковывается в том же духе: якобы, река это мифическая граница между миром живых и миром мёртвых (аналог реки Стикс), а сотрудничество Христофора с Христом преподносится как отображение предания о сошествии Спасителя в ад.

При этом игнорируется ряд важных обстоятельств. Прежде всего, о «пёсьей голове» Святого Христофора говорится в нескольких версиях: согласно одной, святой страдал неким физическим дефектом, делавшим его похожим на собаку. Согласно второй, изображение его с головой пса на иконах является аллегорическим отображением его биографии до принятия христианства – когда он был жесток и гневлив «как собака». Согласно третьей, такое изображение было намёком на добродетель святого, на его «собачью» верность и преданность вере, а по чётвёртой версии такое изображение на иконах стало результатом неверного перевода с греческого прозвища святого. Как бы то ни было, но на Западе установился иконографический канон Святого Христофора как вполне обычного человека ещё в Средние века, а в православии – с XVIII века.

Александр Бабицкий


Самое обсуждаемое
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,