Шамбала: можно искать, но вот найти…

ШамбалаМожно практически ничего не знать ни об индуизме, ни о тибетском буддизме, ни о различных течениях теософии – однако слово «Шамбала» слышали все. Контекст при этом не имеет особого значения: Шамбала превратилась в особое понятие, суть которого мало кто представляет, но при этом считающееся едва ли не синонимом любой восточной мистической мудрости. Так что одни ищут Шамбалу по реальным географическим координатам, другие ищут её в области духовных практик, третьи вообще полагают, что Шамбала существует, но искать её бесполезно…

Как это по-теософски: взять чужую идею и переиначить

В наше время о Шамбале известно, прежде всего, из различных теософских концепций, появившихся в конце XIX – начале XX веков. Между тем первоисточником сообщений о Шамбале является индуизм, повествовавший о некоей географической области к северу от Индии. Согласно индуистской мифологической концепции, именно в Шамбале обретёт физическое рождение Калки, будущая десятая аватара бога Вишну, который должен будет стать спасителем мира. Собственно, битвой между сторонниками Калки из Шамбалы и его противниками и окончится четвёртая эпоха существования мира, Кали-юга, и настанет новая эпоха справедливости и благоденствия. Правда, ждать этого придётся долго – Кали-юга началась примерно 5 тысяч лет назад, а длиться она должна более 400 тысяч лет.

Теософы практически всегда брали традиционные понятия из какой-либо философской или религиозной системы и переиначивали их на свой лад. Точно так же произошло и с Шамбалой. Начало этой трансформации положила Елена Блаватская: по её теоретическим построениям, Шамбала это место современного обитания особой расы учителей, обладающих сверхъестественными способностями и познаниями, которые продолжают физическую и духовную эволюцию человечества. Именно поэтому как раз из этой среды, из Шамбалы и должен в итоге выйти Великий Учитель, который выполняет роль спасителя во всех мировых религиях.

По мнению Блаватской, Шамбала имеет вполне материальный характер и расположена в потаённой части пустыни Гоби (на стыке Монголии и Китая), однако найти её могут лишь просветлённые правильной духовной жизнью люди. Другой видный теософ, Алиса Бейли, разделяла основные взгляды Блаватской на Шамбалу с той лишь разницей, что представляла её не конкретным местом на карте мира, а некой духовной сущностью, священным сверхъестественным обиталищем просвещённых, которое открывается лишь избранным. В интерпретации Николая и Елены Рерих Шамбала была вполне осязаемым регионом, но с особой духовной функцией, своего рода «кусочек Неба на земле». При этом чаще всего Рерихи помещали Шамбалу в один из труднодоступных районов Гималаев.

Шамбала и география

ШамбалаРазумеется, если придерживаться мнения о нематериальной природе Шамбалы, то искать эту священную страну на глобусе бесполезно. Так что реальными поисками Шамбалы занимались лишь те, кто разделял мнение о том, что она имеет вполне осязаемые физические границы, нужно лишь обнаружить их. И здесь наиболее популярными были два варианта – пустыня Гоби и Гималаи. При этом существовало множество карт, древность которых колебалась от пары веков до тысячи лет, где различные картографы, основываясь на самых разных принципах поисков и координатах, указывали те или иные области предполагаемого нахождения Шамбалы.

И примечательно, что за последние как минимум полтора столетия поиски Шамбалы приобрели действительно крупные масштабы. Прежде всего, это стало возможным благодаря энтузиазму Рерихов и их последователей, искавших Шамбалу как в пустыне Гоби, так и в различных районах Гималаев, а также экспедициям нацистской Германии, которые побывали в нескольких регионах Тибета. Но ни рериховцы, искавшие священную страну просветления, населённую Учителями (махатмами), ни гитлеровцы, старавшиеся найти носителей мистических могущественных способностей, которые бы помогли им в их вполне земных делах, ничего конкретного не обнаружили. К тому же они крайне смутно представляли себе, что именно они ищут – какой-то особенный город, или каких-то особенных людей, или хранилище неких священных знаний. По сути, ориентиром было лишь само название «Шамбала».

Эти же поиски продолжаются по сей день, так как число людей, верящих в реальность и особенность Шамбалы не стало меньше. Правда, фактические результаты их поисков, если отставить в сторону периодически появляющиеся таинственно-обнадёживающие сообщения о том, что якобы появились новые сведения о Шамбале, нулевые. Хотя и география поисков существенно расширилась: Шамбалу теперь ищут и в Средней Азии, и в Сибири, и едва ли не под Москвой. В этой связи представляется возможным вспомнить о гипотезе Льва Гумилёва, который, основываясь на тибетских текстах и картах III-II веков до нашей эры, предположил, что Шамбала это не более чем обозначение существовавшей в те времена сирийской империи Селевкидов («Шам» - Сирия, «боло» - поверхность). Империя Селевкидов тогда переживала эпоху своего могущества, так что, по мнению Гумилёва, слухи об этой процветающей стране, дошедшие до жителей Тибета через соседей, и могли стать основой для легенды о Шамбале, крае вечной радости и изобилия.

Александр Бабицкий

Читать дальше Фотогалерея

 
Самое обсуждаемое
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,