Елена Рерих: беседы с духами

Елена РерихОбщеизвестно выражение, что за каждым великим мужчиной стоит великая женщина. Разумеется, по каждой конкретной кандидатуре можно спорить, да и кого из мужчин считать великим, тоже вопрос интересный. Вот, например, художник, философ и писатель Николай Рерих – кто-то считает его одним из величайших людей в истории, кто-то отзывается о его творчестве менее восторженно, а кто-то и вовсе ругает последними словами. Но с тем фактом, что за спиной Николая Рериха находилась действительно очень сильная личность, Елена Рерих (хотя кто за чьей спиной находился, нужно ещё подумать), спорить не приходится.

Пришли Махатмы и надиктовали

Семья Рерихов в лице Николая Рериха, Елены Рерих и их детей, прежде всего, сына Юрия, являются основоположниками религиозно-философского течения, известного как Агни-йога («Живая этика»). Правда, если верить утверждениям самих Рерихов, истинное авторство изложенных в нескольких книгах, изданных в 1920-х – 1930-х годах, принадлежит вовсе не им. Здесь нужно сделать небольшой экскурс в историю и выяснить, что Рерихи с молодости увлекались модными в начале XX века в высшем свете Петербурга теософскими учениями, созданными, прежде всего, Еленой Блаватской, и спиритическими сеансами. Собственно, положения теософии Блаватской и спиритические сеансы и создали основу для философско-мистического опыта Елены Рерих и её родных.

 

В теософии существует понятие о Махатмах – неких духовных сущностях, являющихся носителями вневременной мудрости. Связаться с этими духами можно, по мнению теософов, прежде всего, в ходе спиритических сеансов. Рерихи активно пытались связаться с Махатмами, чтобы получить от них сокровенное знание. Однако, если судить по семейной переписке Рерихов и воспоминаниям их приближённых, на связь с ними Махатмы вышли лишь в 1920-х годах, когда семья уже находилась в эмиграции. Способов связи якобы было два – во-первых, это так называемое автоматическое письмо (когда во время спиритических сеансов медиум вроде бы становится вместилищем духа и тот посредством его руки записывает то или иное сообщение). Во-вторых, ясновидение – состояние транса, когда информация передаётся в сознание медиума.

Согласно утверждениям Рерихов, Елена Ивановна как раз обладала способностью к ясновидению и именно на её откровениях основывались более поздние издания Агни-йоги. Хотя официально Агни-йога не является творчеством Рерихов, это переданная через них Махатмами вневременная мудрость, большинство исследователей полагают, что именно Елена Рерих является основным автором этой доктрины. Кроме того, существуют также и предсказания Елены Ивановны, сделанные якобы на основе данных, полученных от Учителей, однако в большинстве своём они туманны, поддаются самым разнообразным трактовкам и касались лишь самого ближайшего будущего (например, предсказания о Второй Мировой войне).

Ничего общего с христианством

Примечательно, что Елена Ивановна и другие представители учения о «Живой этике» довольно активно использовали в своих философских построениях некоторые христианские элементы. Но они затрагивали не какие-то богословские компоненты, а, прежде всего, имена некоторых из наиболее уважаемых христианских святых. Особенным вниманием Рерихов пользовались Антоний Великий, Сергий Радонежский и Иоанн Кронштадтский. Никакого пересечения с реальными верованиями этих святых у «Живой этики» не было, однако Елена Рерих уверенно заявляла, что они разделяли основные принципы Агни-йоги. Сергия Радонежского же она и вовсе объявила одним из Махатм, то есть земным воплощением Учителя вневременной мудрости.

Официальная позиция Русской Православной церкви к доктрине Елены Рерих была сформулирована ещё в 1994 году, когда Архиерейский собор причислил Агни-йогу к оккультно-религиозным сектам и обозначил невозможность сочетания одним человеком и веры во Христа, и следования учению «Живой этики». Таким образом, последователи Агни-йоги были анафематствованы, то есть отлучены от церковного общения вплоть до отказа от своих заблуждений. Уже давно сформулированы главные различия в христианском вероучении и принципах «Живой этики», которые их противопоставляют:

  • согласно христианству, Бог есть сознательное, разумное и личное Бытие, создавшее мир, тогда как Агни-йога говорит, что Бог и мир едины, вне мира Его не существует и Он не обладает личностью и волей;
  • согласно христианству, Бог есть Абсолютное Добро, тогда как по взглядам Елены Рерих, Абсолют несёт в себе как добрые, так и злые начала;
  • согласно христианству, человек является свободной личностью и его действия и судьба в земной жизни не обусловлены некими прошлыми состояниями – по мнению «Живой этики», личностное начало есть негативное, ограничивающее состояние и человек не имеет свободы;
  • для христианства, Иисус Христос является истинным Спасителем, который спас мир и людей благодаря соединению в себе человеческой и божественной природы, для Агни-йоги он был только пророком, настоящий Мессия ещё должен явиться, а значение Иисуса заключается только в проповеданных им идеях;
  • краеугольным камнем христианства является вера в телесное воскресение Христа после распятия, тогда как последователи Елены Рерих не признают этого воскресения.

Александр Бабицкий


 
Самое обсуждаемое
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи