Подавляющее большинство богов Древнего Египта были божествами как бы «для внутреннего пользования» – слишком уж специфичной была сама цивилизация, а, значит, и её боги. Но Египет подарил древнему миру один из наиболее популярных женских божественных образов – Исиду, которая почиталась как воплощение женской природы, материнства, плодородия и семьи практически во всех культурах, которые соприкасались с египетской цивилизацией.
Дань важности женской природы
Особенность образа богини Исиды заключается, прежде всего, в том, что в нём наиболее ярко среди древних языческих религиозных систем отразилось то почтительное мистическое почтение, которым пользовалась в те времена женская составляющая окружающей действительности. Исиды была не просто богиней, сестрой и женой бога Осириса, матерью бога Гора и покровительницей отдельных практически-бытовых сторон жизни египтян. Фигура Исиды олицетворяла собой практически всю полноту позитивной стороны женской природы, воплощая собой лучшие и самые важные её черты. Исида представляла собой более пассивную, женскую сторону жизни, которая в единении с более активным, мужским элементом и делала возможным существование.
Поэтому не удивительно то, каким особым почитанием пользовалась Исида на всей территории Египта. По сути, она была одним из немногих божеств, одинаково почитаемых в разных регионах довольно пёстрой по своему религиозному составу страны: при общих мифологических и магических мотивах в различных номах (областях) Египта разные боги почитались с различной степенью интенсивности и даже обладали зачастую разными чертами и функциями. Исида же для всех египтян была своего рода божественной матерью, охранявшей их от разных бед, помогавшей в различных начинаниях и покровительствовавшей в той или иной фазе жизни и даже смерти.
Легче перечислить те сферы, к которым Исида не имела отношения, чем определить те ситуации жизни древних египтян, в которых они не взывали к этой богине.
Разумеется, Исида особым образом покровительствовала женщинам, матерям, семейно жизни и браку, маленьким детям. Большое значение придавалось Исиде как богине плодородия – так, именно она «отвечала» за ежегодный разлив Нила, что и делало возможным земледелие в этих суровых краях. Защитой Исиды пользовались даже мореплаватели, она считалась божественной прародительницей фараонов. Как жена Осириса, владыки Царства мёртвых, она была также и защитницей саркофагов от злых духов и покровительницей души в её посмертном пути.
Даже самая идеальная женщина весьма непроста
Таким образом, Исида была самым возвышенным женским идеалом для древних египтян. Впрочем, в религиозном сознании этой цивилизации вполне отразилось и понимание того, что женская природа весьма сложна, многообразна и порой неоднозначна. Свидетельством этому выступают два наиболее известных мифологических сюжета, по которым и можно судить о том, какой же видели египтяне богиню Исиду.
Разумеется, главный миф с участием Исиды это миф, повествующий о судьбе её супруга, бога Осириса – о его гибели, зачатии сына Гора, воскресении, мести и воцарении в загробном мире. Как известно, Осирис был предательски убит своим младшим братом Сетом, который и завладел его наследством, а тело старшего брата разорвал на куски и разбросал по Египту. Исида с помощью бога Анубиса собрала тело супруга и магическим образом сумела забеременеть от него, родив затем бога Гора, которому помогла отомстить Сету и получить законное наследство отца. В этом мифе отражено представление об Исиде как носительнице таких женских качеств и функций, как супружеская верность, самопожертвование, забота о детях и так далее.
Однако существует миф об Исиде как носительнице иных женских качеств – хитрости, переходящей в коварство, и готовности на всё ради достижения своих целей.
Будучи среди богов одной из самых могучих волшебников, Исида узнала, что верховный бог Ра одряхлел и из его рта капает слюна. Подобрав слюну Ра, Исида сотворила из неё ядовитую змею, которая и укусила верховного бога. Никто из богов не мог помочь Ра, так как он был отравлен собственным порождением, собственной божественной природой. Лишь Исида могла дать ему противоядие – но она была готова это сделать лишь в обмен на знание истинного, тайного имени бога Ра. Дело в том, что, по представлениям египтян, знание истинного имени человека или бога давало магическую власть над ним. В конце концов, Ра сообщил Исиде своё тайное имя в обмен на противоядие, тем самым богиня получила власть над верховным богом, которую впоследствии могла использовать в интересах своего сына Гора . По мнению некоторых исследователей, этот сюжет мог быть намёком на будущую смену поколения богов и восшествия Гора на трон верховного бога.
Александр Бабицкий