Исламский терроризм: а исламский ли он? - Смертники

террористы-смертники

Террористы-смертники: мученики или преступники?

Терроризм зарождался как индивидуальное явление: акты насилия были первоначально направлены против конкретных личностей (государственных, политических, военных деятелей). В настоящее время терроризм в своей направленности стал массовым - чем больше жертв, тем теракт считается его организаторами более успешным. Однако индивидуальный характер этого явления всё же сохранился, но теперь уже в части исполнителей терактов. Террористы-смертники - вот одна из главных примет терроризма XXI столетия.

Террорист-смертник и шахид - это одно и то же?

Хотя во все времена находились отдельные личности, готовые пожертвовать жизнью для убийства человека, которого они считали своим врагом, террористы-смертники это явление относительно молодое. До 1970-х годов о нём практически ничего не было известно, пока лидеры отдельных фундаменталистских организаций Востока не объявили самопожертвование в борьбе с врагами веры богоугодным делом. Исламистские террористы-смертники начали использоваться с 1980-х годов и довольно быстро стали основным «инструментом» фундаменталистов.

Очень быстро эффективность такого рода исполнителей оценили и другие террористические организации, не имеющие привязки к исламу. В самом деле, использование террориста-смертника существенно упрощает планирование и осуществление теракта. Сразу устраняется необходимость разработки такой сложной части операции, как отход с места теракта его исполнителя. Кроме того, снижается риск раскрытия всей организации - если нельзя арестовать исполнителя, следовательно, нельзя и выведать у него сведения о сообщниках. Террористы-смертники стали использоваться в отдельных акциях экстремистами по всему миру, однако в основном это родовая черта исламского терроризма.

Тем более, что слова «террорист-смертник» и мусульманский термин «шахид» ныне воспринимаются почти как синонимы. С одной стороны, это спорные ассоциации. Дело в том, что «шахид» - это «мученик за веру», который осознанно отдаёт жизнь за веру и Аллаха во время священной войны, не преследуя при этом никаких мирских и неправедных целей. В силу этого поборники ислама указывают на то, что шахидом не может считаться человек, который при этом несёт смерть невинным людям. Но при этом известна практика, когда шахидами считались мусульмане, пожертвовавшие жизнью ради своих близких, для спасения невинных, а также просто насильственной смертью. Поэтому те границы, в которых допустимо использование термина «шахид» по отношению к умершему насильственной смертью мусульманину, не очерчены строго.

Кто становится террористом-смертником

После того, как в последние десятилетия использование террористов-смертников приобрело массовый характер, особый интерес вызвал психологический анализ категории людей, которые жертвуют собой для совершения актов организованного насилия. Встал вопрос - какие люди, с какими особенностями личности, становятся «смертниками»? И вопрос этот оказался гораздо сложнее, чем предполагалось на первый взгляд.

Прежде всего, несостоятельным оказалось расхожее мнение, что террористами-смертниками фундаменталистских организаций становятся исключительно религиозные фанатики. Почётная участь шахида, мученика за веру, который после своей смерти тут же попадёт в рай, действительно имеет немалое значение при вербовке «смертников». Однако при этом стоит обратить внимание на то, что среди смертников подавляющее большинство составляют совсем молодые люди и женщины. Казалось бы, среди взрослых мусульман должно быть множество истово верующих и желающих через самопожертвование попасть в рай - но нет.

Другой стереотип гласит, что в современные «шахиды» вербуют исключительно выходцев из беднейших слоёв населения, которые отчаялись и которым нечего терять в нынешней, земной жизни. Но и это не совсем справедливо, так как среди исламистских террористов-смертников предостаточно образованных выходцев из благополучных и состоятельных семей. Поэтому собирательный портрет террориста-смертника представляет собой довольно сложное явление. Во-первых, это должен быть действительно верующий мусульманин, осознающий, что он идёт на жертву по религиозным мотивам. Во-вторых, это должен быть человек, не являющийся главой семейства или единственным сыном в семье. В-третьих, это должен быть человек одновременно в психологическом плане достаточно внушаемый, но при этом и хладнокровный, готовый идти до конца и выполнить свою задачу.

Александр Бабицкий


 
Самое обсуждаемое
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,