Для современного человека в автомобиле уже нет ничего особенного, это привычная составная жизни с предельно утилитарными функциями. Однако автомобили всё ещё могут удивлять благодаря тому, что не прекращаются попытки придать им новый характер, наделить новыми способностями и раздвинуть область применения. Это демонстрируют самые необычные автомобили мира, являющиеся плодом как смелой научной и инженерной мысли, так и причудливой, не всегда адекватной фантазии.
Захотел – поехал, передумал – полетел
Наиболее очевидная область, в которой можно найти новую нишу для автомобильного транспорта, это авиация. Точнее, совмещение наземных и воздушных передвижений в корпусе одного транспортного средства, создание летающего автомобиля. Такие попытки предпринимались ещё с начала XX века, и не прекращаются до сих пор. Первой такой попыткой был автоплан Глена Кёртиса, сочетавший в себе двигатель мощностью в сто лошадиных сил, трёхуровневые крылья размахов в 12 метров и рассчитанную на трёх пассажиров кабину. Дальше нескольких неудачных попыток взлететь, напоминавших неуклюжие прыжки, дело не пошло, однако начало было положено.
![автоплан Глена Кёртиса автоплан Глена Кёртиса](/images/stories/discovery/science-evolution/unusualcars2.jpg)
Первая модель, которую можно назвать более или менее успешной, появилась спустя два десятилетия, в 1937 году – «стрелобиль» Уайлда Уотермена. Трёхколёсное транспортное средство, рассчитанное на двух человек и без крыльев регистрируемое как мотоцикл, имело «стосильный» двигатель, достигало наземной скорости в 100 километров в час, в воздухе разгонялось до 200 километров в час. «Стрелобиль» показал себя весьма успешно, было сконструировано шесть экземпляров, однако в промышленно производство пущен не был из-за высокой себестоимости. В настоящее время имеется информация как минимум о двух проектах летающих автомобилей, которые близки к конвейерному производству и поступлению в свободную продажу.
![стрелобиль Уайлда Уотермена стрелобиль Уайлда Уотермена](/images/stories/discovery/science-evolution/unusualcars3.jpg)
Один из них имеет военный акцент, согласно данным СМИ, им заинтересовалась армия США. Этот автомобиль-внедорожник в считанные минуты переформатируются в четырёхместный вертолёт, обладающий воздушной скоростью до 225 километров в час. Достаточно быстро он может ездить и по твёрдой поверхности – скорости в 130 километров в час должно вполне хватить. Высота полёта, согласно заверениям конструкторов, составляет до 3 километров, дальность полёта на одном «заряде» бака около 460 километров, а грузоподъёмность не менее 450 килограммов. Характеристики второй модели, также разрабатываемой в Штатах, следующие: дальность полёта на одной заправке 720 километров, скорость полёта 185 километров в час, грузоподъёмность не более 200 килограммов (с учётом того, что в этот вес входит и вес топлива, предполагается не более двух пассажиров), стоимость 200 тысяч долларов.
Почувствуй себя капитаном
Также значительные усилия были предприняты по созданию машины, способной быстро переориентироваться с передвижения по земле на плавание по воде. Попыток было немало, но исторический опыт подсказывает, что действительно успешный автомобиль-амфибия был создан лишь однажды. Это были автомобили Amficar, выпускавшиеся в Западной Германии в 1960-х – 1970-х годах. Общее число выпущенных плавающих автомобилей составило четыре тысячи. Правда, они не обладали ни высокой скоростью хода по воде, ни солидной грузоподъёмностью, да и с гидроизоляцией также возникали проблемы. На машине стоял двигатель мощностью всего лишь 43 лошадиные силы, что не позволяло ей плыть быстрее 10 километров в час.
![автомобиль Amficar автомобиль Amficar](/images/stories/discovery/science-evolution/unusualcars4.jpg)
Но в наши дни нашлись новые энтузиасты, готовые разрабатывать автомобиль, одинаково уверенно себя чувствующий и на земле, и на воде. Например, разработка швейцарской компании Rinspeed под название sQuba, о которой стало известно в 2008 году. На создание прототипа потратили полтора миллиона долларов, но это неудивительно: ведь sQuba стала полноценной амфибией, способной плавать не только по воде, но и под водой. Для этого машина оснащена электрическими двигателями, так как двигатель внутреннего сгорания под водой бесполезен. Подводная скорость составляет не более 3 километров в час, надводная 5 километров, а по твёрдой земле автомобиль едет вполне прилично, около 120 километров в час. Правда, модель не предполагает герметичного корпуса, так что плавать в ней под водой можно лишь при наличии акваланга.
Перспективные разработки автоконцернов и простых людей
Автопроизводители, с одной стороны, не слишком рады вкладывать огромные деньги в разработку новых моделей, дешевле было бы просто получать прибыль от уже имеющихся моделей. С другой, нешуточная конкуренция и стремительное развитие технологий не оставляет другого выбора – соперники по рынку обязательно используют инновации и переманят к себе покупателя. Поэтому автоконцерны уже сейчас ломают голову над тем, чем удивить и привлечь клиентов недалёкого будущего. Honda, например, большое внимание уделяет перспективе создания транспорта на водородном топливе и разрабатывает подобные прототипы. Один из них под названием Puyo интересен новым подходом к безопасности. Корпус автомобиля мягкий, он лишён точек жёсткости и при столкновении машина сама станет огромной подушкой безопасности, защищающей находящихся в ней людей.
![Puyo Honda Puyo Honda](/images/stories/discovery/science-evolution/unusualcars5.jpg)
Другой интересной разработкой является концепткар от Nissan, обозначаемый как Pivo 2. Если он будет запущен в производство, это будет полностью электрическим автомобилем, кабина которого будет вращаться на все 360 градусов, а колёса будут способны поворачивать под прямым углом. Это очевидная попытка решить одну из главных проблем современной городской транспортной системы, парковку. Автомобиль с такими подвижными колёсами может перемещаться фактически в любом направлении и под любым углом. Ну, а пока эти и подобные им концептуальные проекты не воплощены в жизнь, автолюбители по всему миру создают собственные необычные автомобили, руководствуясь то бурной фантазией, то нехваткой денег, то просто прихотью.
![Pivo 2 Nissan Pivo 2 Nissan](/images/stories/discovery/science-evolution/unusualcars6.jpg)
Вот лишь некоторые из них:
- самодельный автомобиль, копирующий болид Формулы-1, собранный боснийским инженером Мисо Кузмановичем. В создание автомобиля босниец вложил 25 тысяч евро и получил вполне презентабельную машину с двигателем в 150 лошадиных сил и максимальной скоростью 250 километров в час;
![Формула 1 Мисо Кузмановича Формула 1 Мисо Кузмановича](/images/stories/discovery/science-evolution/unusualcars7.jpg)
- куда меньше потратил китаец Олд Гуо, который после преодоления пятидесятилетнего рубежа решил исполнить мечту детства и собрал личный автомобиль. В качестве образца для дизайна он выбрал детский автомобиль. Своё транспортное средство бывший фермер снабдил электромотором, заряда аккумулятора которого хватает на преодоление расстояния в 60 километров. Расходы Олд Гуо составили сумму, эквивалентную 500 долларам США;
![автомобиль Олд Гуо автомобиль Олд Гуо](/images/stories/discovery/science-evolution/unusualcars8.jpg)
- в 2014 году был создан первый в истории автомобиль, собранный из материала, произведённого на 3D-принтере. Этим материалом стал чёрный пластик с добавлением углеродного волокна, повышающим прочность. 44 часа потребовалось, чтобы напечатать на принтере 49 пластиковых деталей; правда, электрический двигатель, аккумулятор, шины и элементы проводки пришлось взять обычные, не в «формате 3D». Автомобиль, стоимость которого достигла 17 тысяч долларов, может разгоняться до 60 километров в час.
Александр Бабицкий