Судный день: для большинства всё будет очень плохо

судный деньСудный день является одним из ключевых элементов религиозного сознания, характерного в первую очередь для представителей христианства и ислама. А так как христианство и ислам являются наиболее распространёнными по количеству последователей монотеистическими религиями мира, вера в судный день, хотя бы формальная, стала неотъемлемой частью мировой духовной культуры. При этом представления о судном дне сочетают в себе предельно конкретные детали и глубокую мистику, не позволяющую сказать об этом ожидаемом событии почти ничего конкретного.

alt

Всё чётко сказано…

Представления о некоем подобии судебного испытания, ожидающем души всех людей в конце исторического процесса, входят в пласт древнейшего религиозного сознания человечества. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить хотя бы Суд Осириса в политеистической религии Древнего Египта. Однако классический судный день в сложившемся к настоящему моменту понимании это судный день в христианстве.

 

Канонические христианские представления о Страшном суде основываются непосредственно на зафиксированных в Евангелии от Матфея словах Христа.

 

После Своего второго пришествия Христос будет совершать Страшный Суд («страшный» по причине своей окончательности и невозможности изменить вынесенный приговор) над душами всех людей, когда-либо живших на земле. «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира… Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Евангелие от Матфея, глава 25, стихи 41-43).

Главным и единственным критерием для разделения людей на «благословенных» и «проклятых» будет наличие любви в отношении своих ближних, как будто каждый из них является Богом. «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Евангелие от Матфея, глава 25, стих 46).

alt

… Но практически ничего не известно

Таким образом, в христианстве указаны те условия, при исполнении которых человек может рассчитывать на спасение своей души на Страшном суде. При этом никакое пророчество о судном дне не указывает на конкретную дату этого события. Признаки судного дня даны лишь самым общим образом, при этом они не имеют строгой привязки к каким-то конкретным историческим событиям, астрономическим явлениям и тому подобному. Они, по сути, имеют нравственный характер и указывают на определённую степень морального состояния человечества.

Это не случайно, а чтобы у верующих не возникало соблазна попробовать «обмануть» Бога - в течение жизни не исполнять заповеди, а приступить к их исполнению лишь непосредственно перед Страшным судом. Во избежание такого формально юридического толкования веры христианин не должен знать точную или хотя бы приблизительную дату судного дня. Для него каждый новый день должен являться потенциально последним днём его жизни и последним днём перед Страшным судом. Следовательно, задача христианина быть всегда готовым к Страшному суду и иметь аргументы для своего оправдания на нём.

alt

Апокалипсис - это не то, о чем многие думают

Впрочем, в христианстве пророчество судного дня всё-таки присутствует, дабы имелась хотя бы общая картина развития христианской истории. Это как Апокалипсис или «Откровение» апостола Иоанна Богослова. В этой связи примечательно, что в массовом сознании слово «Апокалипсис» прочно стало синонимом понятия «Конец света». На самом деле по-гречески «апокалипсис» - это «откровение». Слово это было общеупотребительным для фиксируемых раннехристианскими и гностическими духовными деятелями мистических откровений, имевших, по их убеждению, божественный характер.

 

Таким образом, основных указаний на судный день Библия содержит два: слова Христа в 25-ой главе Евангелия от Матфея и описание последних времён, данное апостолом Иоанном Богословом примерно в 67 году нашей эры под воздействием видения на греческом острове Патмос.

 

В «Апокалипсисе» описывается, как Христос снимает семь печатей с запечатанной книги (иногда она фигурирует как книга судного дня, иногда как книга Апокалипсиса). Последовательно снятие каждой печати ведёт к тем или иным всемирным катастрофам, в основном природного характера. После этого появляются семь Ангелов, каждый из которых описывается как глашатай судного дня. Каждый из них поочерёдно трубит в трубу и каждый раз это знаменует какой-либо новый глобальный катаклизм.

После этого сменяют друг друга события земной и небесной истории: среди людей проповедуют покаяние двое святых, которые в итоге гибнут, а на небе происходит сражение между архангелом Михаилом и сатаной, принявшим обличье дракона. Затем происходят событие, наиболее подробно и многократно описанные в различных произведениях современной массовой культуры - пришествие антихриста и кратковременное установление его власти над всем миром. Она оканчивается со Вторым пришествием Христа, который побеждает все силы тьмы и лишь после этого вершит Страшный суд.

alt

Добренькие и крылатые - это не ангелы…

С «Апокалипсисом» связано и такое таинственное понятие, как ангел судного дня. Обывательское представление об ангелах, берущее своё начало даже не в христианстве, а в язычестве и народных сказках, рисует этих существ определённым образом. Это прекрасные вечно юные создания, непременно сияющие светом и имеющие крылья, которые являются выражением чистого добра, кротости и невозмутимости. Так вот, с ангелами из «Откровения» Иоанна Богослова этот образ не имеет ничего общества.

 

Скорее, более оправданным будет интерпретировать описанных апостолом ангелов как оружие судного дня.

 

В самом деле - в «Апокалипсисе» трубный глас, подаваемый шестью из семи Ангелов, означает новые бедствия для человечества, знамения судного дня, призванные покарать людей за грехи и призвать их покаянию перед Страшным судом. Первый Ангел направляет на мир град и огонь, смешанные с кровью. Второй Ангел обрушивает в море большую огненную гору. Третий Ангел посылает с неба большую звезду (кстати, этот образ наиболее близок растиражированному Голливудом образу конца света как падению на Землю гигантского астероида). Четвёртый Ангел затмевает на небосклоне третью часть звёзд, луны и солнца. Пятый Ангел выводит из бездны страшную саранчу, которая опасна только для людей. Шестой Ангел освобождает таинственные силы, которые в итоге умерщвляют треть всего человечества.

Читать дальше В исламе

 
Самое обсуждаемое
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,