Ангелы Апокалипсиса – вострубившие в трубы

ангелы АпокалипсисаОткровение Иоанна Богослова, то есть Апокалипсис, является одной из наиболее загадочных, аллегорических и подверженных разнообразным трактовкам книг в истории человечества. В первую очередь это связано с особыми образами, представленными апостолом после соответствующего видения - образы, которые одновременно обладают яркой красочностью и при этом весьма таинственны. Один из основных подобных образов Откровения Иоанна Богослова - это Ангелы Апокалипсиса.

Буквальная трактовка

Об Ангелах повествуется в восьмой и девятой главах Откровения Иоанна Богослова. Существует два традиционных способа интерпретации данного отрывка (как, впрочем, и всего Апокалипсиса): буквальный и метафорический, иносказательный. Приверженцы буквальной трактовки полагают, что нужно представлять себе именно те образы, которые описывает апостол, и что необходимо ожидать именно те события и существа, о которых говорится в предсказании. В таком случае Ангелы Апокалипсиса представляются духовными сущностями, которые в преддверие Страшного Суда обрушат на мир различные бедствия. Вот что говорит Апокалипсис о каждом из семи Ангелов, которые имели трубы и вострубили:

    • первый Ангел — град и огонь, смешанные с кровью; и третья часть деревьев сгорела, и вся трава зелёная сгорела;
    • второй Ангел — большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла;
    • третий Ангел — упала с неба большая звезда и от неё третья часть вод стала горькой и многие из людей умерли от вод;
    • четвёртый Ангел — затмилась третья часть солнца, луны, звёзд;
    • пятый Ангел — звезда, падшая с неба на землю, отворила кладезь бездны; и вышла саранча, которая не причиняла вреда растениям и животным, но была ядовита для человека и дано ей мучить пять месяцев людей, которые не имеют печати Божией на челах своих;
 

ангелы Апокалипсиса

  • шестой Ангел — освобождены четыре Ангела, связанные при великой реке Евфрат, чтобы умертвить третью часть людей посредством войска всадников на конях с львиными головами;
  • седьмой Ангел — голоса с небес сообщают, что царство мира сделалось царством Господа и Христа Его (совершилась тайна Божия).

Метафорическое толкование

Среди современных людей, пытающихся по-своему истолковать Откровение Иоанна Богослова, стал особенно популярным способ современной трактовки содержащихся в этом произведении образов. Например, таинственную саранчу, нашествие которой начнётся по сигналу пятого Ангела, пытаются интерпретировать как некий вирус, который будет опасен только для людей и будет вызывать тяжёлые повреждения, возможно, физические аномалии, и смерть. Ну и, разумеется, описанные падения с небес звёзд, вызывающих различные, но в любом случае катастрофические последствия, связывают с предсказанием столкновения Земли с теми или иными космическими телами (астероидами, кометами и так далее).

Однако существующая традиция метафорического, то есть иносказательного толкования Апокалипсиса отвергает подобные интерпретации. Сторонники подобного метода считают, что описанные Иоанном Богословом образы призваны были усилить эмоциональное воздействие на читателей, описывая «обычные» события. Поэтому различные падения звёзд и помрачения небес и светил следует объяснять особенно красочным описаниям кровопролитных войн, междоусобиц и стихийных бедствий, пусть глобальных, но при этом тривиальных (землетрясений, наводнений, ураганов, пожаров и тому подобного). Точно так же как описанные болезни следует рассматривать как развращение человеческих нравов, отступление от веры во Христа и готовность следовать за антихристом. А описанная гибель множества людей истолковывается как наказание за принятие антихриста и поклонение ему как Богу. То есть грозный образ семи Ангелов Апокалипсиса, согласно такой точке зрения, является своеобразным художественно-педагогическим приёмом: так как людей уже не ужасают предсказание «просто войн» и «просто бедствий» как кара за грехи, то эти события будущего были облечены в столь пугающие образы. Впрочем, единого мнения среди богословов по данному поводу не наблюдается.

Александр Бабицкий


 
Самое обсуждаемое
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи