Всадники Апокалипсиса: предвестники бедствий

всадники АпокалипсисаВ шестой главе Откровения Иоанна Богослова рассказывается о четырёх всадниках, каждый из которых связан с какими-либо бедствиями в ходе предшествующих Второму Пришествию и Страшному суду событий. На протяжении столетий продолжаются богословские, философские, художественные и научные попытки интерпретировать образ всадников Апокалипсиса, разгадав заложенный в них смысл. Вариаций множество: от конкретного отождествления каждого из всадников последовательно с Мором, Войной, Голодом и Смертью, до обозначения общей картины мировой истории со сменяющими друг друга эпохами.

alt

Всадник на белом коне

 

Исследователи Библии уверены, что всадников Апокалипсиса не стоит воспринимать буквально. Скорее, это череда различных событий, которые тесно связаны и с концом света, поэтому всадники не являются ни ангелами ни демонами

 

Первым, согласно тексту Апокалипсиса, появится всадник на белом коне: «Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить».

Трактовки этого образа:

  • христиане I века иногда «узнавали» в этом всаднике парфянского царя Вологеза I, перед которым в ходе военных действий 62 года нашей эры капитулировала римская армия;
  • версия о том, что этот всадник символизирует сонм апостолов, распространивших христианство по миру, если трактовать шире - в целом побеждающая сила христианской проповеди;
  • интерпретация всадника как Святого Духа;
  • интерпретация всадника как Христа;
  • интерпретация всадника как антихриста, который будет выдавать свом дела за праведные (белая масть коня) и добьётся власти почти над всем человечеством (эпитет «победоносный»).

alt

Всадник на рыжем коне

Вторым в Откровении появляется всадник на рыжем коне: «И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч».

Трактовки этого образа:

  • христиане на раннем этапе своей истории, то есть современники апостола Иоанна Богослова, в ряде случаев истолковывали образ всадника на рыжем коне с конкретными событиями 61 года нашей эры, когда в римской провинции Британия произошло кровопролитное восстание;
  • версия о том, что в этом образе представлены особенности служения апостолов: с одной стороны, они проповедовали учение, о котором сам Христос сказал «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч»; с другой стороны, почти все апостолы умерли мученической смертью от рук язычников, как и многие другие ранние христианские мученики, погибшие в ходе гонений на веру;
  • наиболее распространённая версия - данный всадник символизирует войну вообще, войну как средство проявления божественного гнева на грешников, войны, предшествовавшие непосредственно явлению антихриста, гражданскую войну как наиболее трагический и кровопролитный вид войн.
всадники Апокалипсиса

alt

Всадник на вороном коне

Для некоторых исследователей первый всадник на белом коне является воплощением Антихриста. Доказательством тому служит факт, что у него есть лук, но нет стрел (как свидетельство «мирных» намерений), он владеет белым (чистым) конем и призван захватить мир.

 

Однако в Библии нет намека на то, что первый всадник является Антихристом

 

Третьим, согласно повествованию, появляется всадник на вороном коне: «Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай».

Трактовки этого образа:

  • христиане I века связывали данный образ с голодом, поразившим в 62 году нашей эры Палестину и Армению;
  • основная версия о том, что всадник на вороном, то есть чёрном коне, символизирует собой голод. Об этом свидетельствует наличие в руках у него меры (то есть весов), связанных с делением продуктов питания, прежде всего хлеба, во время голода. Сопровождающая появление этого всадника фраза может говорить о том, что во время предстоящего голода будет дефицит зерновых культур, а более приспособленные к засухам виноградные кусты и оливковые деревья пострадают меньше. Соответственно, чёрный цвет коня олицетворяет смерть в результате голода.

alt

Всадник на бледном коне

Последним, четвёртым появляется всадник на коне, масть которого обозначена как «бледный»: «И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными». Четвёртый всадник единственный из описанных в Апокалипсисе всадников, имя которого называется прямо - это Смерть. При этом это не просто смерть, которая уже проявляется в предыдущем всаднике на вороном коне, но Смерть, которой предназначено открыть ворота ада, откуда на землю ринутся различные бедствия.

 

Существует художественная традиция изображать последнего всадника с мечом или косой в руке, однако в самом тексте нет указаний на наличие у всадника каких-либо особых атрибутов.

 

Кроме того, довольно активно среди толкователей обсуждалась масть коня - «конь бледный». Существуют различные варианты конкретного цвета, обозначенного в Откровении: пепельный цвет, бледно-зелёный цвет, мышастая или пегая масть, реально существующая среди лошадей. Но почти все толкователи сходятся в том, что «бледность» коня призвана символизировать цвет трупа, окоченевшего мёртвого тела.

Александр Бабицкий

Читать дальше Видео

 
Самое обсуждаемое
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи