Магия вуду была практически неизвестна на международной арене вплоть до начала прошлого века, когда она стала важной частью первых, ещё немых и чёрно-белых, голливудских «ужастиков». После этого интерес к данной африканской религии, завезённой вместе с темнокожими рабами в Карибский бассейн и в южные штаты США, существенно возрос. Под влиянием романов и кинофильмов сформировался зловещий образ «чёрная магия вуду», в который входят кровавые магические обряды, человеческие жертвоприношения и даже ожившие мертвецы, зомби. Где же в историях о вуду реальность, а где легенды?
Религия как религия…
Чтобы понимать происхождение вуду, нужно вспомнить о таком древнейшем пласте религиозного сознания человечества, как анимизм. Под анимизмом учёные понимают комплекс религиозных верований, главными чертами которого является одушевление окружающей действительности, вера в то, что все объекты природы наделены душой, что мир наполнен множеством духовных сущностей, с которыми человек может взаимодействовать посредством магических ритуалов, обрядов, заклинаний, амулетов и тому подобного. Последователи анимизма, возникшего в эпоху первобытности и ставшего предшественником последующих языческих религий, верят в то, что духи окружают их и что с ними можно вступить в «деловые отношения» посредством магии. Те или иные магические действия либо дают контроль над духами, либо помогают вступить с ними в сделку и получить необходимую сверхъестественную помощь.
Именно такой характер и носят верования многочисленных народностей Западной Африки, откуда и появилась религия вуду. Впрочем, не стоит полагать, будто анимизм в современном мире это исключительно африканское явление. Например, на территории России до сих пор проживают сотни тысяч людей, которые придерживаются именно анимистических верований. Это представители коренных народов Сибири и Крайнего Севера, традиционной религией которых является шаманизм : якуты, буряты, ханты, нанайцы и другие (в общей сложности более миллиона человек).
Религия же и магические ритуалы вуду обладают теми особенностями, что возникли на базе смешения африканского анимизма с некоторыми элементами католического христианства.
Произошло это смешение в результате массового вывоза темнокожих рабов из Западной Африки в Новый свет, на острова Карибского моря и в континентальную часть Северной Америки. Рабы, принесшие с собой верований предков, в течение столетий воспринимали в основном внешние элементы религии господ, то есть христианства. В ходе этого смешения и возникли основные смешанные религии вуду: непосредственно гаитянская вуду и сантерия, зародившаяся первоначально на Кубе, а затем широко распространившаяся в южной части США, где исторически было больше рабов, а в последние полвека наблюдался наплыв кубинских эмигрантов.
Заклинания магии вуду: способ добиться желаемого
Гаитянская вуду считается классической, так как она возникла несколько раньше и в ней в большей степени сохранились первоначальные африканские элементы. Впрочем, без влияния христианства и здесь не обошлось: это проявляется в разделении божеств на два типа. Верховным божеством является всемогущий бог Бондьё (перенятая дословная форма французского выражения «добрый Бог»), однако в гаитянском вуду он является отстранённым и неактивным персонажем. Он создатель и властелин мира и всего живого, но после акта творения Бондьё отстранился от происходящего в мире и является лишь наблюдателем. Его необходимо почитать и прославлять, однако, если человек хочет получить какую-то практическую помощь, ему необходимо связаться с младшими божествами, называемыми лоа.
Лоа являются духами отдельных мест (дома, деревни, реки, леса), сил природы, тех или иных сфер деятельности и занятий. Белая магия вуду подразумевает обращение к этим божествам посредством ритуалов, совершаемых жрецами и жрицами вуду. Эти ритуалы активно задействуют священные песни-заклинания и танцы, а также освящённые ритуалы. Но не меньшим почётом у адептов вуду пользуются бокоры (колдуны), которые не стесняются обращаться к злым духам ради получения нужного результата. Если стать жрецом может теоретически каждый мужчина или каждая женщина, то обучение магии вуду осуществляется в строгом секрете. Простое население Гаити верит в могущество бокоров и полагает, что защита от магии вуду может быть получена лишь с помощью более могущественного колдуна, нежели тот, который наложил заклятие. Сферы применения этих заклятий обычны: наведение порчи, наложение проклятий, любовная магия вуду, заклинания на привлечение удачи и богатства и тому подобное. Широко известен благодаря массовой культуре такой элемент магических ритуалов вуду, как кукла вуду: символическое изображение человека, на которого необходимо оказать воздействие.
У сантерии, возникшей на Кубе и в настоящее время процветающей среди чёрного население южных Штатов, есть свои особенности. Если гаитянская вуду всё-таки имеет определённые элементы монотеизма, в ней присутствует, пусть и в пассивной роли, верховное божество, то в сантерии больше элементов анимизма. Верховного бога здесь как такового нет, миром заправляют всевозможные духи (ориша), контролирующие все сферы окружающей действительности. Влияние христианства здесь проявилось в том, что привезённые на Кубу западноафриканские рабы усмотрели в католическом почитании святых форму поклонения духам-ориша. Поэтому рабы-кубинцы стали особо рьяно почитать святых, которых автоматически перенесли в собственный пантеон. От этого и произошло испанское название этих верований – «сантерия» от испанского «санто», то есть «святой». Собственно, на этом христианские элементы в сантерии и закончились: в остальном это типичная анимистическая религия, в своём магизме весьма сходная с вуду. Помимо «бытовых» заклинаний и заговоров особым почитанием в сантерии пользуется «кормление священных камней». Трижды в год проводятся празднества продолжительностью по три дня, в ходе которых жрецы окропляют священные камни кровью жертвенных животных, смешанной со специальными настоями.
Кто ввёл моду на живых мертвецов
В наше время сюжет о зомби , то есть умерших людях, способных передвигаться и нападать на живых, является весьма популярным в массовой культуре. В кинематографе даже сложился собственный поджанр, фильмы о зомби. Но до того, как стать элементом развлечения, представления о зомби были (и во многом остаются) важной составляющей религиозных верований и магических ритуалов вуду. Зомби – это люди, души которых были похищены колдунами-бокорами, а тела впоследствии «оживлены» и использованы в качестве безропотных слуг и приспешников. Легенды гласят, что превращение людей в зомби под силу только самым могущественным и опытным колдунам. По тем или иным причинам бокоры выбирают себе жертву, то есть человека, которого хотят превратить в зомби. Соображения могут быть самыми разными: из чувства мести, в результате потребности в помощниках, по чьему-то заказу, по условиям сделки с некими злыми духами.
Колдун проводит ритуал похищения души «приглянувшегося» ему человека, после чего тот быстро заболевает и умирает. Сразу же после того, как человека похоронили, бокор приходит на его могилу и производит ритуал частичного оживления тела. При этом к нему не возвращается душа, он не в состоянии помнить ничего из своей жизни, зомби не осознаёт своих поступков, не испытывает чувства, он просто выполняет всё то, что приказывает ему хозяин-колдун. Обычно, если верить гаитянским поверьям, зомби использовались колдунами просто в качестве мускульной силы и идеальных работников – не знающих усталости, не страдающих от зноя или дождя, не нуждающихся в пище.
Народная вера в реальность зомби на Гаити настолько сильна, что местные жители даже разработали систему защиты от превращения их родственников в зомби. Так, многие захоронения заливаются сверху бетоном, чтобы покойников нельзя было поднять из могилы. Также многим покойникам зашивают рот и кладут вниз лицом – считается, что колдун может превратить человека в зомби, только заставив его произнести собственное имя и отозваться на магический призыв. Некоторые исследователи даже рассматривают рациональную версию происхождения легенд о зомби. По их мнению, гаитянские колдуны иногда могли вводить людей в состояние летаргического сна или транса, выглядящих как смерть, а затем доставать их из могилы и с помощью специальных смесей подавлять их волю и воспоминания и полностью подчинять себе.
Александр Бабицкий