Адвентисты седьмого дня: суббота и Второе пришествие

адвентисты седьмого дняЧисло в той или иной степени основанных на христианских священных текстах и на элементах христианского вероучения многократно увеличилось за последние два столетия. Большая религиозная активность развернулась в США, где на базе тех или иных протестантских учений образовалось ещё большее количество новых религиозных групп и организаций, распространяющихся по всему миру. Одной из наиболее известных подобных религиозных стали «Адвентисты Седьмого дня».

Религиозная демократия

«Адвентисты Седьмого дня» появились в эпоху активного «религиозного строительства» в США, во второй трети XIX века, когда едва ли не каждый год появлялись религиозные группы самой различной численности и со своими особенными доктринами. Первоначальный импульс для появления адвентистов дал в тридцатые годы позапрошлого века баптистский проповедник Уильям Миллер, который заявлял, что по священным текстам смог вычислить точную дату Второго Пришествия Христа – 1843 год. Сумев привлечь определённое число сторонников, Миллер и создал группу адвентистов, то есть ожидающих Второго Пришествия (от латинского «ad ventus» - «у порога»). Правда, после того, как в 1843 и 1844 году (уточнённая Миллером дата) обещанного Пришествия не случилось, среди адвентистов произошли несколько расколов. С 1860-х годов адвентисты обрели вторую фундаментальную особенность своего вероучения – особое почитание субботы, восходящее к традициям Ветхого Завета (отсюда – «Седьмой день»).

 

Кроме того, стараниями Эллен Уайт, заявившей о бывшем ей откровении, что Христос уже начал на небесах «следственный суд» (то есть непосредственную подготовку ко Второму Пришествию и Страшному Суду), и её мужа, проповедника Джеймса Уайта, вероучение адвентистов приняло более или менее законченный характер. Правда, с того момента адвентисты больше не называют «точных дат» Второго Пришествия. Однако крупномасштабная миссионерская деятельность и особая демократичность собственной организации способствовали широкому распространению «Адвентистов Седьмого дня» по всему миру. Фактически адвентисты выборным путём определяют не только руководящих лиц своей церкви, но и могут голосованием уточнять те или иные моменты своей доктрины. Специалисты полагают, что именно этим во многом обусловлена популярность адвентистов в современном обществе – по состоянию на 2010 год общее число взрослых, то есть крестившихся в сознательном возрасте, адвентистов превышает 16 миллионов человек.

Богословские основы учения адвентистов

адвентисты седьмого дняХотя начало религиозному движению адвентистов положил Уильям Миллер, однако в гораздо большей степени определила доктрину новой церкви Эллен Уайт. До её заявления о явившемся откровении 1860-х годах религиозная группа, ставшая затем адвентистами, мало чем отличалась от многочисленных групп, ждавших Второго Пришествия и пытавшихся вычислить его конкретную дату. Откровения Уайт о «следственном суде» Христа и об особом почитании субботы и придали богословию адвентистов оригинальный характер.

По своей сути вероучение «Адвентистов Седьмого дня» представляет собой попытку симбиоза ветхозаветного иудаизма, элементов христианства и собственных толкований. Из Ветхого Завета адвентисты взяли постулат о необходимости особенно тщательного исполнения Десяти заповедей, в том числе и заповеди о соблюдении субботы в знак свидетельства признания Бога, а также запрет на употребление ряда пищевых продуктов (в первую очередь свинины). Из ортодоксального христианства адвентисты восприняли признание Божественной природы Святой Троицы (Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа), а также апеллирование к Евангелию для разрешения тех или иных вопросов. Наибольшее влияние на вероучение адвентистов оказали характерные в целом для протестантизма догматические моменты: признание авторитетом только Священного Писания, постулата о том, что человек спасается лишь верой, признание священства, то есть способности к ритуальному общению с Богом, для всех верующих, а не только отдельного священнического сословия, крещение в сознательном возрасте.

Адвентистам характерно повышенное внимание к добродетельной жизни – к отказу от вредных продуктов питания, от курения, подчёркнутый пацифизм и невмешательство в политическую жизнь, забота о здоровье и помощь больным, широкая благотворительность. Непосредственно адвентисты внесли в богословие особые положения о том, что Второе пришествие не будет последним – оно распространится лишь на праведников, которые будут воскрешены, спустя тысячу Христов явится вновь, на сей раз воскресит грешников, которые по окончательному приговору будут приданы смерти. Таким образом, вероучение адвентистов отрицает вечные муки или вечную жизнь души, то есть саму концепцию бессмертия души.

Взаимодействие с христианством

На уровне вероучения «Адвентисты Седьмого дня» оказались, как говорится, между двух огней. С одной стороны, они явно выбиваются из богословия традиционного, исторического христианства, с другой, для современных религиозных групп и течений, использующих элементы христианской символики и риторики, они слишком традиционны. Так, с позиций католицизма и православия вероучение адвентистов содержит несовместимые с христианством положения: отказ от признания бессмертия души, учение о Третьем Пришествии, дословное следование ветхозаветным заповедям, в историческом христианстве отвергнутым. Традиционное христианство считает неприемлемым богослужебную практику адвентистов – отказ от крещения детей, свободный выбор священников (отказ от апостольской преемственности) и так далее.

В свою очередь, современные религиозные течения, ряд из которых по характеру своих учения являются псевдохристианскими, резко критикуют адвентистов за те элементы традиционного христианства, которые ещё остались. Главным из них является, конечно, строгое следование догмату Святой Троицы, который почти во всех современных религиозных группах более или менее явно отвергается. Кроме того, в большинстве случаев современные псевдохристианские группы непримиримы по отношению к традиционным христианским конфессиям, к православию и католичеству, считая их «дьявольским искушением» и «идолопоклонством». На их фоне адвентисты декларируют наличие диалога с историческим христианством, который на данный момент нельзя признать удачным: со стороны христианства ему препятствуют непреодолимые догматические расхождения, а также всё чаще возникающие противоречия в повседневных взаимодействиях, к примеру, православных и адвентистов.

Александр Бабицкий


 
Самое обсуждаемое
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,