Пензенские затворники: из пещеры на «большую землю»

пензенские затворникиВ 2007 году несколько десятков верующих добровольно ушли в катакомбы села Никольское Пензенской области. Как уверял духовный лидер группы, Петр Кузнецов, планете грозил Армагеддон. Пензенские затворники просидели под землей около семи месяцев и больше года кормили скандалами СМИ. Чем закончилась эта история нелепых смертей и абсурдных заблуждений? И кому в итоге удалось спастись?

alt

От отличника до «скимонаха» – путь Петра Кузнецова к духовному лидерству

В школе будущий духовный лидер сектантов Петр Кузнецов был отличником. А после поступил в Пензенский институт на строительную специальность. Сам себя он всегда считал верующим христианином. Уже в юные годы Петр Кузнецов увлекся духовными поисками. В свое время много он путешествовал по России и объездил пол-Белоруссии. У молодого строителя появилась семья. Взрослому сыну Кузнецова на момент начала событий под Пензой было около 18 лет.

 

Духовные последователи называли его «отец Петр». К 2007 году лидер затворников уже успел пройти лечение в психиатрической клинике с диагнозом шизофрения. В истории болезни значились такие пикантные факты как сон в сосновом гробу, который «скимонах» поставил прямо в своей квартире, и многочасовые разговоры о религиозности и спасении. Вскоре последовала ссора с женой, отправившей супруга на принудительное лечение, больница и вторая группа инвалидности. А после развода Петр Кузнецов вернулся к матери в родное село Никольское, где вскоре и начали происходить известные события.

alt

В ожидании конца света затворники отказались от паспортов и ИНН

После его возвращения село стало «Новым Иерусалимом». Просветленный Петр Кузнецов писал книги с недвусмысленными названиями: «Откровения скимонаха Максима», «Наставления для малого стада», «Учение». Еще за год до ухода в пещеры в Никольское потянулись его сторонники из разных концов России и Белоруссии. Деревня, в которой обосновались переселенцы, называлась Погановка: по преданиям – из-за «Поганого» оврага, в который местные жители сваливали помои, падший скот и другие отходы. Но сами последователи учения Кузнецова называли Погановку «Горний Иерусалим». Переезжая на новое место, они заселяли заброшенные и строили новые дома. Отныне «малому стаду» предстояло начать новую жизнь – свободную от происков сатаны.

 

Петр Кузнецов проповедовал отказ от всех благ цивилизации (электричества, отопления, средств массовой информации). Он сам сжег собственный паспорт еще в молодости, а ИНН считал «знаком зверя».

 

Восемнадцать цифр в составе индивидуального номера налогоплательщика якобы в сумме давали три шестерки – число дьявола. Детям переселенцы не разрешали ходить в школу. С односельчанами и представителями администрации они старались не общаться, и иногда прекращали переговоры из-за обета молчания. В Горнем Иерусалиме последователи Кузнецова ждали конца света. По расчетам «отца Петра», который получал божественные откровения, Апокалипсис должен был наступить в 2008 году.

alt

Пещерный «ковчег»

пензенские затворникиВ середине ноября 2007 года около трех десятков человек, последователей Петра Кузнецова, среди которых были женщины и дети, добровольно ушли под землю. В вырытых пещерах с баней, туалетом и кухней их уже поджидали несколько сотен литров варенья с медом, газ и керосин. По уверениям «скимонаха», до Армагеддона затворникам предстояло ждать и молиться, а после выйти из «ковчега», чтобы дать начало новой праведной жизни. Но сам Кузнецов в пещеры не спустился, сославшись на то, что ему не предстояло спастись, да и бог якобы избрал Петра для совсем другого предназначения.

Дальше события развивались стремительно. К катакомбам Погановки потянулись журналисты, психологи и представители правоохранительных органов. В зимние морозы затворники высидели под землей около 3 месяцев. Но в феврале 2008 года из-за упавшей свечи в пещерах произошел пожар, а месяцем спустя весенние паводки обрушили стены нескольких «келий». Однако, на поверхность большая часть затворников выходить отказалась. Сидельцы не покинули пещеры даже после того, как к ним на переговоры спустился лично сам глава Пензенской области. Весть о визите губернатора моментально разнеслась по местным и федеральным СМИ. Но каких-либо существенных результатов в решении конфликта это не принесло.

alt

Первые смерти и суд над Петром Кузнецовым: чем все закончилось?

Оставшиеся в заточении затворники беседовали с властями через записки. Из всех вопросов они реагировали только на вопрос «Как дела?». В ответ на остальные сообщения из катакомб раздавались песни. А вскоре затворники и вовсе дали обет молчания. В апреле 2008 года общественность всколыхнула новость о том, что двое затворниц умерли под землей. По словам представителя лидера сидельцев, Виталия Недогона, одна из женщин скончалась от рака, а другая держала голодный пост.

Сам Петр Кузнецов был доставлен в больницу с черепно-мозговой травмой от удара поленом. Наряду с версией членовредительства следователи практически сразу выдвинули предположение о попытке суицида. Якобы Кузнецов ударил себя в отчаянии из-за того, что конец света так и не настал.

 

По результатам психиатрической экспертизы, лидера затворников признали невменяемым и отправили на принудительное лечение. Во избежание повторной попытки самоубийства ему даже пришлось обеспечить охрану.

 

В течение всего процесса по делу пензенских затворников клетка обвиняемого была пустой. Петру Кузнецову грозил внушительный срок по 232 и (или) 239 статье УК РФ. Но в итоге он был признан невменяемым на момент совершения преступления. В гибели двух затворниц, одну из которых «отец Петр» соблазнил на голодный пост, в суде состава преступления не нашли. Оставшиеся сидельцы покинули свои пещеры, но не оставили веру в учение Кузнецова. Так, например, Виталий Недогон и его семья, еще долго продолжали жить без паспортов. Дату суда (08.08.08) затворники назвали знамением конца света.

Ксения Жарчинская


 
Самое обсуждаемое
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,