Программа для развития мозга: правда или вымысел?

программа для развития мозгаВ последнее время большой популярностью в Интернете пользуется тема специальных программ для развития мозга. Суть этого явления заключается в том, что появляется множество методик, авторы которых уверяют в том, что следование данным программам способствует развитию мозга и, тем самым, более эффективной и долговременной его деятельности в самых разных сферах. Между тем учёные фактически разделились на два лагеря: одни полагают, что действенность многих подобных программ имеет место быть и мозг действительно можно таким образом развивать. Другие считаю, что реальное воздействие таких программ на мозг пока слабо изучено.

Мнения учёных ясности не вносят

В начале XXI столетия большинство исследователей склоняются к так называемой эпигенетической модели формирования интеллекта. Эта модель гласит, что развитие головного мозга человека имеет ограничения, обусловленные как наследственными факторами, так и условиями жизни конкретного индивида. Кроме того, данная теория утверждает, что решающее воздействие на развитие мозга оказывает не столько то, какие интеллектуальные способности в человеке заложены от рождения, сколько отсутствие тех или иных методов развития мозга в ходе жизнедеятельности человека. То есть степень развитости интеллекта обусловлена не столько тем, что у человека имеется от рождения, сколько тем, чего он не получает в течение жизни.

Правда, данные различных исследований рисуют довольно противоречивую картину. С одной стороны, например, установлено, что ресурсы человеческого мозга к активному развитию были до недавнего времени недооценены – так как считалось, что физические изменения головного мозга прекращаются у человека в подростковом возрасте.

 

Но эксперименты учёных показали, что структурные изменения в так называемом белом веществе мозга (то есть в системе, связывающей между собой различные мозговые области, своеобразная система связи мозга) продолжаются и в ранней молодости, примерно до возраста 22-х лет.

 

С другой стороны, долгое время считалось, что максимально раннее обучение детей чтению играет значительную роль в развитии мозга. Но практические исследования в США показали, что раннее овладение чтением не даёт улучшения интеллектуальных показателей. Более того: если в раннем детстве обучение чтению связано с сокращением объёма традиционных детских занятий, то есть подвижных игр, возрастает риск замедления темпов развития мозга и ухудшения интеллектуальных свойств.

До 18 - лучше всего, но и после 60 не всё потеряно

программа для развития мозгаВ настоящее время выделяется четыре основные этапа в развитии и жизнедеятельности головного мозга, на каждом из которых возникают свои особенности развития:

  • от рождения до 10 лет - наблюдается взрывообразный рост количества нейронных связей мозга, связанный с огромным количеством поступающей информации и налаживанием механизма восприятия, обработки, оценки и использования этих сведений. Благоприятный этап для развития мозга, однако здесь присутствует одна фундаментальная сложность - с определённого момента ребёнка необходимо стимулировать к познанию, так как рефлекторная тяга к знанию затухает;
  • от 10 до 20 лет - наиболее плодотворный период для развития мозга, так как именно в этом возрасте формируется личность человека, мозг максимально приближается к своей окончательной структуре, формируя приоритетные и второстепенные участки мозговой активности и механизмы связи между ними. При этом наблюдаемая у подростков и юношей категоричность суждений является следствием того, что мозг начинает «избавляться» от менее важных нейронных связей, складывается своего рода специализация данного конкретного мозга;
  • от 20 лет до 60 лет - оптимальная структура мозга формируется примерно к 25 годам, после чего мозг может поддерживать себя в «боевом состоянии», однако полномасштабного развития не происходит, начинаются ухудшения в отношении обучаемости некоторым тонким и сложным умениям (например, игре на музыкальных инструментах). Однако представление, что после 25 лет мозг фактически деградирует, неверно - продолжают формироваться новые нейронные связи, следовательно, человек способен не только сохранять на высоком уровне уже имеющиеся способности, но и овладевать, пусть не столь эффективно, новыми;
  • от 60 лет - в пожилом возрасте начинается естественный процесс уменьшения пластичности структуры мозга, что ведёт к снижению различных мозговых реакций и ухудшению интеллектуальных функций. Однако это не значит, что пенсионный возраст это приговор мозгу. Потому что уменьшение пластичности мозга - это процесс окисления нервных клеток, с которым можно бороться с помощью постоянного поддержания мозга в рабочем интеллектуальном состоянии. Помимо выполнения различных интеллектуальных упражнений этому способствует и правильный режим жизни: регулярный сон, избегание стресса, отказ от злоупотребления психостимуляторов, правильное меню (много основных жирных кислот, сложных глюцидов, побольше жидкости, сократить количество сладкого и так далее).

Александр Бабицкий


 
Самое обсуждаемое
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,