Игры для развития мозга: отступая от стандартов

игры для развития мозгаТо, что игра имеет одно из важнейших значений для развития человеческой личности в целом и человеческого мозга в частности, науке известно давно. Однако вопрос о том, насколько эффективны могут быть игры для развития мозга и каковы перспективы у подобных компьютерных игр, с новой остротой возник в последнее время. Так как, с одной стороны, игры имеют всё большее значение в нынешнем процессе обучения, с другой, компьютерные технологии развиваются стремительными темпами и проникают во все сферы современной жизни.

Игра как условие развития мозга

игры для развития мозгаСовременные учёные в большинстве своём видят в игре, прежде всего, эффективный метод развития мозга и обучения детей. Дело в том, что наука пришла к выводу, что традиционная школьная система образования с формальными и регламентированными способами обучения, безусловно, необходима и важна. В частности, без регламентированных форму обучения не обойтись в тех случаях, когда необходимо передать важные для социализации ребёнка знания, которые в юном возрасте кажутся скучными и неинтересными. Однако игра должна дополнять традиционные методы обучения. Дело в том, что игровые формы активизируют те зоны мозга, которые при обычном обучении либо игнорируются, либо вовсе подавляются. Между тем эти зоны мозга очень важны для формирования полноценной, разносторонне развитой личности и при должном развитии делают процесс обучении более эффективным.

 

Даже на бытовом уровне, не углубляясь в сложные теоретические выкладки, можно заметить, что те знания и умения, которые ребёнок получает в процессе игры, усваиваются гораздо быстрее, прочнее и вариативнее (то есть ребёнок способен применять их в различных ситуациях), нежели те, которые в него вкладывают в ходе стандартного регламентированного обучения.

 

В игре ребёнок овладевает и учиться пользоваться абстрактными категориями, развивающими воображение и творческое мышление - формальизованные методы обучения довольно слабо воздействуют на структуры мозга, ответственные за эту часть сознания. Кроме того, игровые упражнения стимулируют у человека любопытство и жажду познания, воздействуют на разные органы чувств, что имеет огромное значение для «качества» мозговой активности, а также способствуют формированию умению вести диалог, то есть самостоятельность мышления.

Смогут ли компьютеры развивать человеческий мозг?

игры для развития мозгаКомпьютеры проникли во все уголки жизни современного человека, так что неудивительно, что добрались они и до игр, которые должны развивать мозг. Компьютерные игры, которые, по уверениям их разработчиков, помогают развивать те или иные функции мозга, в течение ближайших лет должны добиться серьёзной популярности и, по мнению экспертов, рынок этих игр будет исчисляться миллиардами долларов. Однако явный коммерческий успех начинания подстегнул споры учёных о том, можно ли развивать интеллект взрослого человека и способны ли специальные компьютерные игры ему в этом помочь. Дело в том, что одни исследователи полагают, что компьютерные игры могут развивать мозг взрослых, другие полагают, что развивающего эффекта не будет, а третьи и вовсе предостерегают, что такие «игрушки» принесут только вред.

Всё дело в сложности человеческого мозга как такового, потому как интеллект слишком сложная вещь, чтобы развивать ее целиком и одновременно. Для развития мозга необходимо воздействовать на базовые психические процессы, именуемые когнитивными функциями, и только в случае развитие свойств этих функций будет развиваться и интеллект. Это значит, что рекламируемы игры на общее «развитие мозга» заранее бесполезны, а вот игры, развивающие отдельные функции - память, внимание, скорость мышления и так далее - будут действительно эффективны. Однако лишь этого недостаточно, так как есть ещё и свойства, зависящие от функции мозга: объём мозга, интенсивность нейронных связей, так называемая «переключаемость» отделов мозга и так далее.

 

По мнению ряда исследователей, развивать подобные показатели мозга взрослого человека компьютерные игры пока не способны.

 

К тому же чтобы развивающие игры работали, они должны усложняться по мере продвижения игрока и давать ему обратную связь. Поэтому разработчики подобных компьютерных игр должны сначала провести тесты и исследования, что в такой новой сфере познания неизбежно приведёт к обострению дискуссии о критерии оценки развития мозга и обвинениям в лженаучности. Так что компьютерные игры для развития мозга - это направление весьма перспективное, но очень сложное.

Александр Бабицкий


 
Самое обсуждаемое
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,