Первобытное искусство: как человек стал человеком - Происхождение

происхождение первобытного искусства

Происхождение первобытного искусства: откуда взялось вдохновение у наших предков

Вопрос, как появилось искусство, имеет большое значение для учёных самых различных научных сфер, от историков до психологов. Так как сам факт рождения искусства означает окончательный переворот в истории, констатируя окончательное появление человека разумного. Поэтому и проблеме происхождения первобытного искусства уделяется столь большое внимание, поэтому и теорий выдвинуто немало. Впрочем, многообразие гипотез о происхождении первобытного искусства можно свести к двум основным направлениям: условно называемому эстетическим и условно называемому социальным.

 

alt

Искусство – порождение внутренней потребности?

происхождение первобытного искусстваИсторически первой возникла концепция, согласно которой искусство является врождённой внутренней потребностью человека, поэтому и происхождение первобытного искусства объясняется именно такой потребностью человека, пусть и живущего в условиях каменного века. То есть не какие-то требования жизни заставили его обратиться к своим творческим способностям, а постоянно ощущаемая потребность выразить эти способности привела к изменению жизни человека, то есть к появлению искусства. Существует три главных версии, что же послужило решающим толчком для возникновения первобытного искусства и, следовательно, искусства вообще.

Первая версия взывает к теории бессознательного и гласит, что искусство родилось без волевого усилия человека, помимо его осмысленного желания. Условно эта сцена могла выглядеть так: человек, находясь в состоянии отдыха или скучая, бесцельно водил палкой по песку, как вдруг увидел, что получившиеся каракули напоминают ему какое-нибудь животное или дерево. Из этого возникло осознание человеком способности создавать образы, напоминающие образы окружающей действительности, и последовало желание использовать эту свою способность уже целенаправленно, для отображения конкретных объектов. Некоторые психологи проводят аналогию с художниками-сюрреалистами, многие из которых признавались, что в процессе творчества сначала просто бессистемно водят кистью по холсту, а затем уже начинают видеть в этом определённую систему и начинают создавать конкретное изображение.

Вторая версия связывает происхождение первобытного искусства с религиозной составляющей сознания человека. Причём тут возможны два варианта: во-первых, появление искусства как интуитивного способа выражения своих воззрений и подтверждения своей веры; во-вторых, рождение искусства в качестве средства снятия психологической нагрузки, которую несло религиозное сознание. Третья версия первоначально являлась самой популярной и была наиболее обоснованной с философской точки зрения – это рождение искусства в игре. Игра является важной частью жизни не только человека, но и многих животных, она помогает обучению, проявлению эмоций, формированию характера. В случае с человеком игра к тому же дарит ощущение свободы, безграничности творческих возможностей, заставляет забывать об ограничениях реальной жизни – все эти составляющие могли стать решающим фактором в появлении и проявлении человеческой способности к творчеству.

alt

Искусство – порождение жизненной необходимости?

происхождение первобытного искусстваПочти полной противоположностью концепции о внутреннем происхождении первобытного искусства является социальная, или трудовая концепция. Её суть заключается в том, что первобытное искусство как первый опыт искусства вообще появилось под воздействием внешних факторов и требований окружающей среды, которая по мере развития человека превращалась из природной в социальную. Это означает, что когда существо, которое гипотетически можно считать предком человека, находилось в природных условиях и могло выживать, не выходя за рамки существования животного мира, никакого искусства возникнуть не могло. Но как только появились такие факторы, как труд, осмысленное общение посредством членораздельной речи, формирование социальной среды и появление религии, так искусство очень скоро возникло.

В данном случае также есть несколько мнений относительно того, какой из внешних факторов стал решающим для появления искусства. Одно из них гласит, что этим фактором стало общение, причём не просто общение как обмен информации, а сотрудничество в ходе совместной охоты первобытных людей. Охота, как занятие опасное, особенно в условиях наличия лишь каменных оружий против крупных животных, предполагает не только тесное сотрудничество людей, но и высвобождение творческих способностей – наблюдение за повадками животного, умение выследить его по следу, изобретение оптимальных способов охоты, быстрая реакция на изменение ситуации в ходе «операции», и так далее.

Другое мнение связывает происхождение первобытного искусства с религией, но в ином ключе, чем сторонники «эстетической» концепции. В этом случае искусство называется своего рода обслуживающим инструментом религиозного сознания: когда первобытному человеку понадобилось осуществление каких-то магических ритуалов для получения практических результатов, он и создал искусство. Сделал он это не из вдохновения, а из рационального соображения – если не исполнить ритуал, то и помощи от сверхъестественного мира не дождёшься. Но основной составляющей социальной концепции является теория, что труд в прямом смысле слова породил искусство. Прежде всего, за счёт того, что именно труд сделал человека разумным социальным существом. Кроме того, труд привёл человека к активному взаимодействию, во-первых, с себе подобными, во-вторых, с окружающим миром. Будучи вынужден создавать орудия труда, человек развил способность изменять действительность собственными силами, что и является главным условием искусства.

Читать дальше Образы

 
Самое обсуждаемое
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,