Ведовские процессы: жестокость без границ

ведовские процессыВ истории остались как типичные и несколько рутинные, так и поражающие своей жестокостью и полной иррациональностью ведовские процессы. Как получалось, что тысячи людей по всей Европе, независимо друг от друга сознавались в самых невероятных преступлениях? Кого могли обвинить в колдовстве, и когда закончились преследования ведьм?

Ведовские процессы и социальный фон

В Новом свете, где, казалось бы, никогда не было Святой инквизиции, в конце XVII века прогремел известный ведовской процесс над салемскими ведьмами. После того, как две девочки из пуританского (протестантского) Салема заболели странной болезнью, доктор написал в их диагнозе, что это, возможно, произошло под воздействием ведьмы. По подозрению в колдовстве арестовали трех женщин. Все они представляли, как бы сказали в современности, социально незащищенные, маргинальные слои общества: одна была индианкой, другая – вдовой, третья – нищенкой. Впоследствии в ведовстве были обвинены и другие жители Салема. В итоге, около двух сотен человек оказались в тюрьмах, около двух десятков были повешены.

 

Вопреки распространенным обобщениям, ведьмами далеко не всегда объявляли бедных или чужаков (точно так же, как не всегда бич инквизиции был направлен преимущественно на женщин). Материалы судебных процессов периода религиозных войн в Германии показали, что здесь на костры попадало множество обеспеченных и уважаемых мужчин – профессоров университетов, пасторов, ростовщиков и даже землевладельцев. Частично это было связано и с тем, что конфискация имущества еретиков была официально разрешена светскими властями. Когда император Фердинанд II её запретил, охота на ведьм в регионе сразу сошла на «нет».

Последние ведовские процессы в разных странах Европы

ведовские процессыВ Шотландии одной из последних казненных ведьм была молодая няня Кейт Невин (или МакНивен). После того, как её обвинили в ведовстве и целительстве, она около трех недель скрывалась в пещере, но в итоге была найдена и представлена суду. Историки обращали внимание на иноплеменное происхождение девушки. Вместе со своими родителями она приехала в Монзи из другой деревни. Казнь МакНивен происходила в Пертшире в 1715 году, а память об этом процессе осталась в топографических названиях Шотландии: например, пещере Невин в скале МакНивен или камне Невин, на котором она была сожжена, в полумиле от одного из знаменитых древних шотландских кромлехов.

В 1775 году произошел последний суд над ведьмами в Дорухуве. Сегодня это небольшое польский городок, в котором проживает всего около пяти тысяч человек. Но как место последнего ведовского процесса Дорухув оставил о себе память в польской истории. После того, как жена местного дворянина внезапно заболела, четырнадцать крестьянок из их деревни обвинили в порче. Трое из них умерли в тюрьме от пыток, а одиннадцать были сожжены на костре. Некоторые современные польские историки выяснили, что процесс, возможно, проходил на несколько лет позднее, и пострадало в его итоге не четырнадцать, а шесть человек.

Ведовские процессы в пик охоты на ведьм

ведовские процессыВо Франции кульминация преследования ведьм церковным судом началась в конце XVI века. Так, в 1597 году двух мужчин в Риоме приговорили к смертной казни за то, что они накладывали лигатуры не только на людей, но и на животных. А за пятнадцать лет до того восемнадцать ведьм сожгли в Авиньоне на костре инквизиции. В конце XVI – начале XVII столетия ведовские процессы стали предметом множества гражданских разбирательств. В их итоге по всей Франции пострадали несколько тысяч людей. Так, например, в Лотарингии в результате деятельности только одного светского прокурора Николая Реми казнили около девятисот человек.

В Германии в период религиозных войн в одном из католических епископств проводились известные Эльвангенские суды. Несмотря на время (1611–1618 годы) эти процессы были инициированы властями, а не церковью. Арестовав по подозрению в богохульстве всего одну женщину, следователи под пытками получили от нее не только признательные показания, но и список имен сообщников. Далее, по цепной реакции, каждый из пытаемых назвал еще несколько имен. В итоге это привело к казни более четырехсот человек. Эльвангенский суд стал прообразом других ведовских процессов, таких как Бамбергские или Вюрцбургские процессы.

На ведовском процессе в Айхштетте под жестокими пытками судьи выбили признательные показания из сорокалетней многодетной матери. После подвешивания и поиска «дьявольской отметины» она призналась в эксгумации трупов собственных детей и рассказала, как дважды в месяц летала на шабаши на волшебных вилах, которые ей подарил специально для полетов сам дьявол. С ним она якобы имела регулярные любовные связи. Подробности, с которыми айхштетская ведьма их описывала, для протоколов средневековых заседаний также типичны, как «ляпы» вроде «мучения лошадей до смерти, которые, однако, не умирали».

Необычные факты об обвинениях в ведовстве

По распространенному стереотипу ведьма летает на метле. Но в одном из норвежских процессов середины XVII века подробно описывается, как несколько деревенских ведьм летают одна на теленке, другая на кочерге, третья на коте, четвертая на корове. Еще одно утверждение – о том, что по обвинениям в ведовстве почти всегда казнили женщин, тоже, скорее всего, является популярным мифом. Так, например, в английском Челмсфорде в конце XVI века среди девятнадцати обвиняемых было десять мужчин, из которых (так же, как и из женщин) судьи казнили только нескольких.

Судьи не всегда пытали только ведьму или свидетелей. В конце XVI века в Шотландии тюремщики для психологического давления до смерти замучили на глазах у обвиняемой всю ее семью (мужа, дочь и сына). Но этот случай – редкость в истории ведовских процессов. Исключительным оказался и образ английского колдун Джона Палмера. Он мог менять облик и имел двух помощников – собаку и самого дьявола в облике женщины. Когда его арестовали, ему было уже далеко за восемьдесят, большую часть жизни при этом старик, по его словам, занимался колдовством.

Ксения Жарчинская


 
Самое обсуждаемое
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,