Магистры Тевтонского ордена и их достижения

магистры Тевтонского орденаКаждый из средневековых духовно-рыцарских орденов имел чёткую иерархическую структуру с железной дисциплиной. Такое построение орденов было связано с обоими источниками их формирования. С одной стороны, жёсткая дисциплина и детально проработанная иерархическая лестница существовала и существует в Католической церкви, своеобразным «силовым крылом» которой и были эти ордена. С другой, они в не меньшей степени, нежели духовными, были и военными организациями - а, как известно, в военном деле без дисциплины никуда. Не был исключением и Тевтонский орден, подчинявшийся собственному высшему руководителю - великому магистру.

Магистр магистру рознь

В действительности сам термин «магистр» является следствием русской литературной обработки - так сложилось, что в русском языке эта должность называется именно так. В немецком же языке для обозначения высшей исполнительной должности Тевтонского ордена использовалось словом «Meister», дословно переводимое как «Мастер». Причём великого магистра Ордена в разные периоды существования этой организации официально именовали по-разному. Сначала это был просто «магистр» («Meister»); затем он стал «великим магистром», что и стало традиционным вариантом («Gross Meister»). После этого стал употребим титул «великий и немецкий магистр» («Hoch- und Deutschmeister»), а в итоге распространился вариант «хохмайстер» (от «Hochmeister» - фактически это тоже самое, что «великий магистр»).

 

Как бы ни обращались к человеку, занимавшему высший пост в Тевтонском ордене, в сферу его компетенции входили как внутренняя политика (кадровые вопросы, поддержание дисциплины, вопросы управления подконтрольными территориями и так далее), так и внешняя политика - объявление войны, командование вооружёнными силами Ордена, заключение мирных договоров. Должность великого магистра была выборной и пожизненной: после смерти предыдущего великого магистра собирался совет из 12 человек (один священник, четверо братьев без рыцарского звания, семь братьев-рыцарей), который и выбирал нового высшего руководителя. Примечательно, что в число магистров Тевтонского ордена включают не всех его руководителей. Так, отдельно рассматриваются шестеро руководителей госпитального братства в Палестине, основанного в 1190 году и являвшегося прямым предшественником Тевтонского ордена. Также не включаются в число магистров Ордена семь руководителей организации, начиная с 1923 года - дело в том, что с того момента Тевтонский орден перестал быть рыцарским и получил статус клерикального.

От первого до последнего

магистры Тевтонского орденаНе так уж проста ситуация и с магистрами «настоящего», то есть духовно-рыцарского, Тевтонского ордена. В общей сложности в истории Ордена насчитывает 37 великих магистров и 21 магистр. Такое разделение связано с тем, что до XVI века Тевтонский орден был одновременно и государственным образованием, то есть его глава являлся лидером и самого духовно-рыцарского ордена, и принадлежащих ему территорий. После же того, как Пруссия, то есть подконтрольные Ордену земли, стали светским княжеством, Тевтонский орден лишился политической составляющей, а его руководитель стал «просто» магистром: Вот некоторые из более чем полусотни магистров Тевтонского ордена:

  • Генрих Вальпот фон Бассенхейм - первый великий магистр Тевтонского ордена (1198 - 1200). Большого количества точных данных о нём нет, однако известно, что он происходил из знатного немецкого дворянского рода, сумел заручиться поддержкой Папы Римского и утвердил Устав Тевтонского ордена, во многом основанный на Уставе Ордена Тамплиеров;
  • Герман фон Зальца - четвёртый великий магистр Тевтонского ордена (1209 - 1239). Был одним из наиболее выдающихся политиков и дипломатов своего времени. С одной стороны, он сумел стать посредников в отношениях между германским императором и Папой Римским и получить привилегии от обоих. Святой престол признал равные права Тевтонского ордена с более мощными орденами Иоаннитов и Тамплиеров, а также дал санкцию на включение в состав Ордена Ливонского ордена. Германский же император подарил Тевтонскому ордену Пруссию. С другой стороны, именно фон Зальца, осознав, что положение крестоносцев в Святой земле шатко, начал политику перебазирования Ордена в Европу;
  • Конрад фон Валленрод - двадцать четвёртый великий магистр Тевтонского ордена (1391 - 1393). Несмотря на краткое время пребывания на высшем посту в Ордене фон Валленрод запомнился активной политикой колонизации восточноевропейских земель - он не просто отвоёвывал земли у язычников, но и заселял их немецкими колонистами. Также с фона Валленродом связана «кадровая чистка» в рядах самого Тевтонского ордена, в котором великий магистр избавлялся от оппозиции;
  • Ульрих фон Юнгинген - двадцать шестой великий магистр Тевтонского ордена (1407 - 1410). Был младшим братом предыдущего магистра и вошёл в историю как человек, при котором Орден потерпел своё главное поражение и начал терять влияние и могущество. Фон Юнгинген был неплохим полководцем, но скверным политиком, не слишком сведущим в дипломатии и предпочитающим решать все вопросы силовым путём. Это привело к формированию против Ордена сильной польско-литовской коалиции, которая в итоге в 1410 году в битве при Грюнвальде разбила тевтонскую армию. Тогда же погиб и сам великий магистр;
  • Альбрехт Бранденбург-Ансбахский - тридцать седьмой и последний великий магистр Тевтонского ордена (1511 - 1525). Альбрехт стал тем руководителем Ордена, который под воздействием идей Реформации предпринял реформу организации. Он заявил, что существование подобного католического ордена бессмысленно и противоречит самому истинному духу христианства и в 1525 году преобразовал государство Тевтонского ордена в княжество Пруссия, светским правителем которого и стал.

Александр Бабицкий


 
Самое обсуждаемое
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,