Рыцари Тевтонского ордена: жизнь по уставу и не только

рыцари Тевтонского орденаСловосочетание «Тевтонский орден» известно всякому человеку, который хотя бы что-то слышал об истории. Однако зачастую наши современники не задумываются о том, что духовно-рыцарские ордена Средневековья не были некими безликими организациями, они состояли из братьев-рыцарей. Рыцари Тевтонского ордена, как и рыцари других подобных орденов, сочетали в себе и военную, и духовно-религиозную составляющую.

Всякий документ можно трактовать по-разному

рыцари Тевтонского орденаГлавным документом, регламентирующим права и обязанности рыцарей Тевтонского ордена, был Устав Ордена. Известно, что в начале XIII века устав был во многом скопирован с Устава Ордена Тамплиеров. Впрочем, в те времена уставы многих духовно-рыцарских орденов были похожи и даже копировали один другой. Устав Тевтонского ордена регулировал в основном правила внутреннего распорядка жизни членов Ордена, а также декларировал общие нравственные принципы и модели поведения рыцарей-тевтонцев. К этому моменту соответствующие пункты в уставах почти всех подобных орденов во многом превратились в формальность. Действительный искренний религиозный пыл был присущ этим орденам на первых порах их существования, во время активного участия в крестовых походах на Святой земле. Постепенно же религиозно-нравственная составляющая становилась лишь внешним антуражем.

 

Тем не менее, в Уставе Тевтонского ордена этим моментам было уделено много внимания. Так, рыцари брали на себя три пожизненных обета: обет целомудрия, обет послушания своему начальству и обет бедности, то есть отказа от личной собственности. При этом указывалось, что собственность (деньги, земли, подневольные работники и так далее) могла находиться в совместном владении несколькими рыцарями и «во имя Ордена». Также в Уставе прописывались правила совместного общежительства рыцарей Ордена: по возможности они должны были ночевать в общем помещении, при принятии пищи должны были соблюдать молчание. Также указывался порядок участия в богослужениях, в том числе и в походных условиях, а также минимум семикратное за год Причастие. Указывалось на то, что одеяния рыцаря не должны быть богатыми, рыцарям предписывалось подавать добрый пример поведения и соблюдения заповедей светским людям, запрещалось участвовать в охоте ради развлечения. Также рыцари должны были заботиться о старых и больных членах Ордена.

Военная организация

рыцари Тевтонского орденаВозможно, все эти правила и соблюдались достаточно строго на первых порах существования Ордена и в его деятельности в Палестине. Однако в Европе Тевтонский орден быстро превратился в преимущественно военно-политическую организацию, сумевшую создать даже собственное государство на прусских землях. Поэтому в жизни тевтонских рыцарей различные религиозные и нравственные постулаты отошли на второй план (хотя часть из них с формальной точки зрения соблюдалась). Рыцари сосредоточились на военной организации Ордена, так как именно военные действия способствовали росту его могущества и богатств.

Общей слабостью духовно-рыцарских орденов Средневековья была небольшая численность их членов: именно поэтому ордена, сосредоточившие свои усилия на обороне Святой земли от иноверцев, сумели на длительное время сдержать наступление, но сами не были в состоянии перейти в контрнаступление. Тевтонский орден в Европе частично сумел решить эту проблему. Первоначально и в соответствии с Уставом в Орден после соответствующего испытания и «собеседования» мог вступить любой мужчина, начиная с четырнадцатилетнего возраста. Но уже к концу XIII века Орден сформировался как монолитное сословно-национальное сообщество: фактически рыцарем-тевтонцем мог стать лишь отпрыск немецкого дворянского рода, представивший определённые доказательства своего происхождения. Поэтому братьями-рыцарями становились преимущественно младшие дети феодальных семейств, которые не получали в наследство ничего, кроме оружия, доспехов и коня и потому с детства готовившие себя к воинскому ремеслу.

Тевтонский орден стал своеобразной закрытой военной кастой, в которой многие пункты Устава откровенно игнорировались, особенно по части борьбы с роскошью и всевозможными типично рыцарскими забавами. При этом этническое единство помогало добиться Ордену особой дисциплины, которая зачастую хромала в других духовно-рыцарских орденах, рыцарями которых становились дворяне и иногда даже не-дворяне со всех концов Европы. К тому же Тевтонский орден, обладавший собственной территорией, системой укреплённых замков и источниками постоянных доходов (торговля, эксплуатация покорённого населения), смог создать действительно многочисленную армию. Элиту Ордена, его военную ударную силу составляли братья-рыцари, число которых ограничивалось несколькими сотнями и не превышало тысячи. Однако на каждого брата-рыцаря приходилось по восемь «полубратьев» или служебных братьев. Они также были членами Ордена и отчасти участвовали в управлении организацией, к тому же тоже были профессиональными воинами. Таким образом, в случае необходимости Тевтонский орден мог очень быстро собрать боеспособную армию, тогда как его возможные противники вынуждены были тратить время на мобилизацию больших сил.

Александр Бабицкий


 
Самое обсуждаемое
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,